Слово «вечность» в сказке про Снежную королеву мальчик Кай пытался сложить из льдинок. Не вечность, но историю собирают в Центральном выставочном зале «Манеж» – из обрывков дневников, архивных документов, музейных артефактов, театральных декораций. Собирают – в настоящем времени, так как это не застывшая выставка, а музейно-театральное действо.
Биография четырех бывший царских резиденций – «Петергофа», «Царского Села», «Гатчины», «Павловска», которую рассказывают посетителям. Из путешествия во времени вернулась к нам Анна Лесина.
Как, минуя колонны царской резиденции попасть в залитый солнцем советский парк культуры, а затем стать участником эвакуации предметов искусства? Проект «Хранить вечно» – это история векового преобразования музеев «Гатчины», «Павловска», «Царского села» и «Петергофа», рассказанная языком современного театра.
Преобразовать дворцы в музеи – эта установка стала важнейшим проектом юного советского государства. Долгая история становления русских музеев-заповедников рассказана от лица вымышленной героини. Ее дневниковые записи раскрывают тайны судеб бывших императорских резиденций. Статус заповедника получило и «Царское село», хранившее лучшие образцы барокко и классицизма.
Пожалуй лучшие рассказчики – музейные экспонаты. Мебельный гарнитур из Петергофа, кукольный театр из Царского села – всего более 200 подлинных предметов и архивных фотографий стали участниками театрального представления бурного ХХ столетия. Особая страница в истории советского искусства — выживание музеев в разрушительные годы Второй мировой войны.
В общей экспозиции бывшие императорские резиденции, кажется, смогли раскрыть свою душу. Во многом ярко индивидуальные, они объединены общей трагедией возрождения. Только у залов музейных стен есть дар хранить историю вечно.