В разгаре XXVIII Международный театральный фестиваль «Балтийский дом». И открыл его спектакль Московского театра сатиры «Операнищих», в одно слово, как хэштег.
В современную Россию перенесено действие сатиры, написанной в XVIII веке англичанином Джоном Геем. Важно понимать, что Англия тех лет была средоточием сатирического жанра во всех искусствах: от живописи до музыки, не говоря уж о литературе. Ну, а Джон Гей был сподвижником Джонатана Свифта, сатирика белого накала. Для примера, он как будто бы на голубом глазу выступил с предложением правительству о решении голода в Ирландии: рекомендовать ирландцам съесть своих детей – и голод уймут и голодающих меньше.
Вот этот человек и подкинул автору мысль написать пасторальную вроде бы историю, но о ворах и проститутках. Образ моментально был воспринят обществом, в нем увидели проекцию государственных элит. Что в этом можно увидеть на российской сцене? В гнездо преступности и разврата отправилась Елена Боброва.
Что и говорить, у фестиваля в этом году случился жесткий старт. В начале XVIII века пьеса британца Джона Гея «Опера нищих» скандализировала общество, она мгновенно стала культовой – дело дошло даже до игральных карт с персонажами этой сатиры. В середине прошлого века ее актуализировал Бертольт Брехт. Андрей Прикотенко пошел по тому же пути.
АНДРЕЙ ПРИКОТЕНКО,режиссер: «Текст, который написан мною. Там нет ни одного слова из пьесы Джона Гея, ни одного слова из пьесы Брехта. Эта история погружена в сегодняшнее время, сегодня, прямо вокруг нас».
Брутально и нецензурно театр рассказывает про жизнь в постсоветской России – жизнь по понятиям. Для затравки достаточно сказать, что жена бандита просит мужа устранить жениха их дочери. А главный герой снимает порновидео и любит сразу двоих. Это же так по-русски – искать спасение в любви. При этом он выступает в роли прокурора современного мира.
МАКСИМ АВЕРИН,заслуженный артист России: «Это идет вразрез тому, что я делаю в театре. Каждый зонг – это не песня, это уже крик. Потому что петь уже в нынешней ситуации того, что происходит с людьми уже невозможно. Уже можно только кричать. Это спектакль манифест, это спектакль-крик».
Главное в этой постановке – сам Аверин, пришедший в театр Сатиры с желанием сыграть брутального бандита с непростым прошлым. Поклонницы с трудом переносят новый образ любимца. Но в этом самый смак. И если в репертуар вполне себе благостного театра, которым руководит Александр Ширвиндт, сверхжесткий фарс про самое днище вписался с трудом, то в афише фестиваля он оказался в самый раз. Нынешний смотр проходит под знаком подобия театра таблице Менделеева.
МАРИНА БЕЛЯЕВА,художественный директор театра-фестиваля «Балтийский дом»: «В этой таблице он оставил много пустых клеточек, во имя того, что кто-нибудь когда-нибудь его заполнит. Мне кажется, что театр тоже постоянно оставляет пустые клеточки. А вот как они заполняются – путем соединения классических элементов, путем распада этих элементов».
Но, начав с «Оперынищих», фестиваль просигналил: первичный элемент в театре все же актер. Он просто-напросто как кислород.