Как зарабатывать миллиарды на арктическом туризме? И сколько миллиардов инвестиций потребуется? Судостроительная корпорация подготовила проект круизных судов ледового класса. За рубежом такой вид туризма успешно развивается, хоть и требует немалых вложений. Забегая вперед, в России это направление уже считают перспективным.
Освоение арктического региона и его роль в экономике страны специалисты отрасли обсуждали в «Экспофоруме», там прошла выставка профильного оборудования. Наш корреспондент продолжит тему.
На пленарном заседании почти нет свободных мест. О перспективах Арктического региона готовы слушать даже стоя. Это приоритетное направление для всей страны.
Запасы природных ресурсов, как выявленных так и потенциальных, огромны. Исследования ведутся постоянно, цифры меняются. Их вообще запомнить достаточно сложно, показатели с множеством нулей: миллиарды тонн и триллионы кубометров.
ДЕНИС ХРАМОВ,первый заместитель министра природных ресурсов и экологии РФ: «Углеводородные ресурсы арктической зоны колоссальны. 55 триллионов кубов газа по данным оперативного учета запасов. Это значительная часть мирового запаса газа. Если присовокупить к этому все 7,3 миллиарда тонн нефти и 2,7 миллиарда тонн конденсата, то мы представляем себе, что это ресурсы высоких категорий».
Отдельный пункт — Северный морской путь. Несколько дней назад датский контейнеровоз испытал его, что называется, в боевых условиях. Из Кореи в Европу за 37 суток вместо привычных 44 через Суэцкий канал. Правда, эксперты уверены: это больше пиар крупнейшей транспортной компании, чем веха в истории Арктики.
ВЯЧЕСЛАВ РУКША,заместитель генерального директора, директор дирекции Северного морского пути госкорпорации «Росатом»: «Самое главное, сегодня любой арктический мегапроект требует круглогодичного вывоза продукции. А это значит, судами существующими ничего вы не сделаете».
Видимо, из-за типа корабля и пришлось датчанам просить помощи у экипажей ледоколов, что они назвали минусом. Пока это торговую одиссею, по мнению экспертов, можно сравнить с туристической прогулкой.
АЛЕКСАНДР БУРЕНИН,корреспондент: «Северный морской путь должен стать если не заменой, то альтернативой Суэцкому каналу. По сути ситуация понятная: есть две дороги. Одна длиннее, но проверенная, другая короче, но с препятствиями. Полностью арктические особенности победить не удастся, но при грамотном руководстве с ними можно успешно функционировать».
Разработка и судов, и двигателей, и систем коммуникаций, которые будут идеально подходить именно для арктического района, сейчас в приоритете.
Петербург должен подтвердить свою роль как научно-технического центра в этом направлении. Необходимо создать инфраструктуру и для добычи ресурсов и для их перевозки.
Вообще, сегодня неоднократно сравнивали освоение региона с полетами к звездам. Утверждают: важно не затягивать и масштабно разместиться в Арктике, как и в космосе, первыми.