В эти дни принято вспоминать события 100-летней давности. Прошлогодний юбилей самой революции трудно было не заметить, сейчас 100-летие поскромнее – со дня основания Комсомола. Или ВЛКСМ. Хотя разница вообще-то есть. Скажем, быть коммунистом в брежневском Советском Союзе – одно дело, это даже удобно, во всяком случае, если ты собираешься делать хоть какую-то карьеру. Другое – в гитлеровской Германии. Фактически это подвиг. Так и с комсомолом.
Замечательный польский писатель Игорь Неверли был одним из тех самых легендарных комсомольцев Гражданской войны, его «бросала молодость в сабельный поход» с дивизией легендарного Котовского. Комсомольцами называли себя люди разных убеждений, но враги вешали их без разбора. После победы, когда вступать в Комсомол побежали тысячи, Неверли вернул свой билет.
В автобиографии он описывает, какими глазами на него смотрели функционеры. Фигура горниста Гражданской войны для нашей культуры – легендарная, о ее пронзительной ноте с восхищением пишет даже известный своим желчным острословием Дмитрий Быков. Под своим углом героические и бытовые страницы истории Комсомола листал Павел Богданов — сразу на двух выставках, которые открылись в нашем городе.
«Комсомольцы-добровольцы» – знакомые каждому слова знаменитой песни, отразившие главные черты образа молодых идеалистов, отважных и всегда готовых прийти на помощь». Это цитата из пресс-релиза к одной из многочисленных выставок, посвященных 100-летию ВЛКСМ, которые открываются в эти дни от Калининграда до Владивостока. Ещё четверть века назад мы думали, что навсегда распрощались с такими формулировками и той эпохой. Но оказалось, что запрос на ностальгию столь велик, что может и десятилетия спустя формировать жизнь целой страны.
Плакаты, фарфор, фотографии, книги, личные вещи ветеранов комсомола, документы и даже комсомольские значки. В Музее печати – иллюстрированный рассказ о времени, когда деревья были большими, а трава зеленее. Они строили ДнепроГЭС, Магнитку, прокладывали первые линии метро и были готовы по первому зову партийных вождей жить в нечеловеческих условиях, осваивать целину или возводить БАМ. Конечно, главная ценность этих ста лет – не фанфары пропаганды, а удивительные истории самых обычных людей.
Если выставка в Музее печати рассказывает об артефактах эпохи, то экспозиция в Инженерном доме Петропавловской крепости – о художественном воплощении того времени. Прежде всего, в лицах: молодых, одухотворенных, полных надежд. Живя ради великой, как им казалось, цели, юноши и девушки прошли через годы Гражданской войны, массовых репрессий и хрущевской оттепели. Менялись не только времена, менялся и угол зрения художников.
Кто-то создавал эти живописные произведения по велению души, кто-то по заказу. При всей разности объединяет эти работы одно – рассказ о жизни страны, которой больше нет.