Юля Чеснокова,корреспондент: Их красотой восхищались, их таланту и грации завидовали и рукоплескали. Архивный комитет готов раскрыть петербуржцам все секреты золотого века балета. Здесь прямо на входе попадаешь в настоящее царство парчи и бархата.
Если наряды балерин изящными были всегда, то тонкими и точёными сами танцовщицы стали только в веке XX. До этого времени увидеть на сцене приму невысокого роста и плотной комплекции было для петербургского зрителя делом обыкновенным.
Анжелика Химичева,куратор вставки: Действительно, менялась мода, менялись требования к артисткам балета. Потому что, например, в конце XIX века артистка балета Леньяни, сегодня мы бы её назвали довольно крупной женщиной. Но при этом она танцевала, танцевала успешно и была главной звездой на сцене Мариинского театра.
Матильда Кшесинская, Агриппина Ваганова, Анна Павлова — имена звёзд императорских театров всегда были на слуху. Им подражали, за ними волочились, их любовные романы обсуждал весь город. На рубеже веков они даже стали объектами карикатуры. Создавали эти весёлые картинки, кстати, коллеги по цеху — танцовщики братья Легат.
Анжелика Химичева,куратор вставки: Не все артисты балета были довольны тем, что их изобразили тем или иным образом. Например, Матильда Кшесинская. Она изображена с козочкой и бубном в огромном количестве украшений. Почему? Существует мнение, что во дворе её особняка на Петроградской стороне, действительно, жила козочка и была целая ферма, поэтому они изобразили её именно с козочкой.
Уникальные материалы для выставки предоставили 15 музеев и театров Петербурга, а также частные коллекционеры. Рядом с личными вещами балерин здесь редкие архивные документы и афишы первых советских спектаклей.
Анжелика Химичева,куратор вставки: «Арлекинада» в 1933 году — спектакль необычен тем, что артисты балета больше напоминают артистов драматического театра. То есть у мужского персонажа туфли. Не пуанты, не лосины. Женский персонаж в пуантах, но одет именно так, как мы привыкли, что одеты артисты в драматическом театре.
Каждому периоду становления российского балета на выставке отведён отельный стенд. Последний посвящён событиям августа 91-го. Тогда Советский Союз разваливался под звуки знаменитого «Лебединого озера», а в Ленинграде Борис Эйфман готовил к постановке балет с не менее говорящим названием «Реквием». Изучить историю страны вот так через призму балета в Архивном комитет можно до конца ноября.