Мужчина – художник, женщина – его муза. В мире изобразительного искусства чаще всего деление происходило именно так. Даже само слово «художница» произносишь, а на ум приходят разве что: Фрида Кало, Наталья Гончарова, Зинаида Серебрякова. Немного. В корпусе Бенуа подходит к концу выставка «Экспрессионизм в русском искусстве», на которой помимо уже упомянутой Гончаровой, есть и другие важные женские имена. Некоторые из них сейчас вспомним.

Евгения Эвенбах&nbsp
«Портрет студентки» – работа Евгении Эвенбах. Впервые она задумалась о творчестве в детстве. Ее восхищали росписи в крестьянских домах. Любовь к орнаментам и насыщенным цветам окрепла, когда Эвенбах попала в класс к Николаю Рериху. Незадолго до того, как была написана эта работа, она оказалась в мастерской Кузьмы Петрова-Водкина, где сошлось все ее любимое – традиционные мотивы и новаторское исполнение, «самые чистые, сверкающие краски».
Ольга Розанова&nbsp
«Амазонкой авангарда» называли Ольгу Розанову. За 32 года жизни она успела попробовать себя в примитивизме, футуризме, супрематизме, цветописи. С этой картиной «Ресторан» участвует в своей первой выставке и не теряется на фоне имен Ларионова, Малевича, Татлина. Вскоре Розанова такие богемные сюжеты оставит, в ней победит любовь к цвету. К слову, ее «Зеленая полоса» столь же важна для истории искусства, как «Черный квадрат» Малевича. Наследником Розановой можно считать Марка Ротко.
Надежда Лермонтова&nbsp
А это имя известно только редким ценителям. Надежда Лермонтова – дальняя родственница всем известного поэта и ученица Льва Бакста. Жизнь и ей отмерила немного, промозглый петербургский климат усугублял недуги. Эта работа называется «Прыжок». Вероятно, она про болезнь Лермонтовой, которая говорила, что «все время будто падает в бездну» и лишь иногда с помощью врачей оттуда выпархивала к своим краскам и холстам.