В 1989 году в Ленинграде появился фестиваль, на котором могли самовыразиться молодые композиторы. Мероприятие постепенно разрасталось, к нему примыкали авторы из других городов и стран. И постепенно сформировалось в фестиваль новой музыки под названием «Звуковые пути». В этом году он проходит в нашем городе уже в 30-й раз, в программе –3 десятка мировых премьер. Юбилейное мероприятие посетил Виктор Высоцкий. 

Музыканты, конечно, мыслят звуками и звучащими образами, но при этом иногда пытаются этими чисто музыкальными средствами касаться вещей философских и даже политических. Пять композиторов на фестивале рисовали звуками две системы: утопию и антиутопию.  Первое – это фантастическое общество свободы, второе – фантастическое общество несвободы. И если в нашей обыденной жизни мы более-менее понимаем, о чем говорят нам эти понятия, то разобраться с тем, как отличить одно от другого в музыке, довольно сложно. Тем более, что музыка сама по себе есть в некотором смысле – утопия.

Почти все сочинения трактуют тему утопии и антиутопии, не называя эти слова впрямую. Поэтому и прочесть в исполнявшейся музыке можно было разное.

Одно из сочинений – авторства Леонида Резетдинова – отсылает нас к офортам Гойи, напоминая, что сон разума рождает чудовищ. Другое – Александра Попова – вообще называется вроде как привычно «скрипичный концерт», но держит слушателя в напряжении. То ли как утопия, то ли как антиутопия.
 
И только одно произведение, самое масштабное,  «Большой брат» Александра Радвиловича с текстами из Оруэлла, Замятина и Хаксли напоминало о мрачной фантастике знаменитых литературных антиутопий и в то же самое время действовало успокаивающе. Ведь нет же Большого брата, который запретил бы этот концерт. Пока нет.