В Петербурге начинается Второй международный фестиваль искусств Востока Dairafest. Название родилось от арабского слова daira, что означает круг, а символизирует единство людей разных культур, национальностей, вероисповеданий.
Диалог Востока и Запада будет происходить на разных языках. На фестивале будут учить суфийским танцам и каллиграфии, читать восточную поэзию, рассказывать об архитектуре Ирана, даже традиционный плов научат готовить. А открылся Dairafest сегодня выставкой редких иранских ковров из собрания Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого. Старейший музей России — Кунсткамера — временными экспозициями радует нечасто, тем ценнее возможность увидеть уникальные экспонаты, обычно хранящиеся в фондах. На вернисаже побывала Дарья Патрина.
«Дом начинается там, где расстелен ковер» – гласит пословица, варианты которой можно найти едва ли не у каждого народа Ближнего и Среднего Востока. Ковроделие появилось в городах Месопотамии и в Эламе, на западных окраинах Иранского плато в эпоху бронзы, то есть пять тысячелетий назад. И с тех пор поднялось до уровня высокого искусства.
Всему миру известны персидские ковры, а в залах Кунсткамеры представлены редкие ковры ираноязычного мира, попавшие в коллекции музея после уникальных экспедиций Академии наук в начале XX века в труднодоступные и малоизученные до тех пор районы Средней Азии.
Краски огня в очаге, цвета яркой весенней степи, пронзительный свет звезд на черном небе и золотые солнечные блики на песчаных барханах. Ковры – сотканная поэзия. Сложная система знаков, поддающаяся прочтению. Знаток может читать эти символы как книгу.
Все основные формы и техники иранского ковроделия — на фотографиях начала XX века и в витринах выставки. Убранство верблюдов свадебного каравана и молитвенные ковры джойнамаз, войлочные, украшенные вышивкой, созданные женщинами и сотканные мужчинами. Для человека на Востоке все события жизненного цикла от рождения до смерти связаны с ковром. В нем отражение мира и представлений о времени. Как писал Руми, «Секунда каждая быстра! И шепчет каждое мгновение «вплети меня в узор ковра!»