Если верить статистике, то чаще всего на театральных сценах разных стран всей нашей планеты ставят произведения Уильяма Шекспира. Ну кто бы сомневался! В десятку самых популярных входят также Генрик Ибсен, Сэмюэл Беккет, Оскар Уайльд и Артур Миллер.
А теперь угадайте, кто занимает второе место? Антон Павлович Чехов с «Чайкой» и «Тремя сестрами». Последняя — драма с поиском ответа, зачем же мы живем, зачем страдаем — вообще театральный must have, каких только экспериментов не переживший. И вот опять! На фестиваль «Школа. Студия. Мастерская» московская театральная компания «Июльансамбль» привезла своих «сестер». Режиссер Виктор Рыжаков — профессор школы-студии МХАТ, апологет современного театра. На его спектакле побывала Варвара Федорова.
Ревнители академизма предпочли бы увидеть эту сцену наоборот: три чеховских сестры лупят создателя спектакля за вольное обращение с классикой. Как по нервам, железом новой драмы Виктор Рыжаков скрежещет по хрусталю великой пьесы. Под стук колес, которые должны унести их из губернского города, сестры обращаются в ведьм из «Макбета».
Соленый скрывается под гримом хит-леджеровского Джокера. Вершинин же страстно любит не одну замужнюю Машу, а всех трех сестер. В муку превращается кокаин, а персонажам то и дело аккомпанирует Адель и Надежда Кадышева.
Виктор Рыжаков,режиссер: «Я очень переживал, что люди, для которых существуют какие-то стереотипы восприятия театра, не примут, скажут «Что это вы нам опять показываете? Вы издеваетесь?» Потому что у нас же нет ни одной попытки кого-то обидеть, у нас есть многомерный чеховский текст, с которым артисты взаимодействуют на протяжении всех этих двух часов. На самом деле персона актера становится главной, и они сегодня строят свою модель взаимодействия с этой драмой».
Зритель, не знакомый с текстом, едва ли поймет хоть что-нибудь. Это не пьеса «Три сестры», а три сестры из пьесы, герои воспроизводят чеховскую драматургию из оппозиций собственных жизненных переживаний. Герои, нарочито грубые и циничные, прячут свое бессилие под масками искушенного человека: носят картонные усы и красят волосы в зеленый. Бегут с первых секунд спектакля за уходящим поездом — в Москву, в Москву — заранее зная: они не догонят его никогда. Конфликт ожидание-реальность каждый переживает как личную трагедию.
Рональд Пелин,актер: «Может это инфантильность нынешней молодежи. Мы все-таки молодые люди, у нас в коллективе средний возраст 23 года. Есть какие-то большие цели, большие желания, но мы так редко пытаемся их действительно реализовать».
Варвара Феофанова,актриса: «Это как худеть с понедельника. Такая классная мотивация пожрать на ночь! А потом решить: а я с понедельника буду худеть! Встаешь на весы: «Ну, как бы, ну, нормально, пойду съем пироженку!»
И так во всем. Персонажи всю пьесу ждут, когда можно будет начать жить и главное — полюбить хоть кого-то. Они все выбирают поезд, а нужно выбрать. Поезд, а не перрон.
Остающимся на перроне нечего ждать, кроме как ждать чего-то. «Коль мысли черные к тебе придут, откупори «пивчанского» бутылку иль перечти три чеховских сестры?» Ответа нет ни на дне бутылки, ни у гения русской литературы. Далекий гудок обещания счастья, несущийся сквозь время. В Москву, в Москву!