О феномене блестящего музыканта и хорошего человека — репортаж Татьяны Баженовой.
На первую репетицию оркестра филармонии в 1968-м он явился в джинсах. Так, и серьезно, и полувсерьез, уже полвека служит искусству на лучших сценах Ленинграда — Петербурга. Маэстро Юрий Темирканов отмечает 80-летие.
Юрий Темирканов, народный артист СССР, художественный руководитель и главный дирижер симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии: «Музыка сама по себе симфоническая — это, конечно, самая высокая музыка из музык существующих, поэтому у меня сомнения не было, что симфония для меня».
Главным симфоническим коллективом города на Неве Темирканов руководит ровно 30 лет. Уроженец Кабардино-Балкарии, он попал в Ленинград 13-летним мальчиком — родители отправили сына учиться в музыкальную школу при консерватории. В вузе он окончил сразу два факультета — оркестровый и дирижерский, учителем будущей величины был Илья Мусин. Талантливый и своенравный Темирканов быстро «взлетел»: в 27 он — дирижер Малого театра оперы и балета, в 30 — руководитель второго оркестра Филармонии, в 38 — главный дирижер театра оперы и балета имени Кирова, сейчас это Мариинский. Главным детищем маэстро стал Заслуженный коллектив — симфонический оркестр Филармонии, руководство которым Темирканов взял на себя после кончины Евгения Мравинского в 1988 году.
Денис Мацуев, пианист, Народный артист России: «Юрий Хатуевич — гуру. Это старший мэтр. Для меня общение с ним — огромный мастер-класс, как на сцене, так и в жизни».
А в жизни Темирканов вежлив и спокоен. Не любит публичности, разговаривает в полголоса. Его подчиненные при встрече не чувствуют себя скованно. То, что едва ли знают зрители — Темирканов очень ироничен. Репетиций без шутки от маэстро не бывает. А вообще — на музыкантов он никогда не кричит. В одном интервью дирижер рассказывал: уже пожилая мать как-то сказала ему: «Сынок, ты стал большой начальник. Прошу тебя, никогда не обижай людей». Он и не обижает.
Тамара Уварова, контролер Санкт-Петербургской академической филармонии: «Медленно входит, торжественно… Видимо, такая обстановка. Мягкий человек! Всегда здоровается, спросит, как себя чувствуете, как дела. Я иногда слышу, как дирижеры разговаривают с оркестром, то его — не слышно никогда! Он говорит тихо, почти шепотом».
И ведет себя маэстро не как большой начальник, а как все: готовится к концертам в небольшой дирижерской, проплывает через Голубую гостиную и выходит, чаще всего через правую кулису на сцену. И начинает «сплетать» воедино звук, ритм и темп.
Татьяна Баженова, корреспондент: «Однажды Темирканов признался: ужас профессии дирижера в том, что не существует точных рецептов. Но список составляющих удачного концерта он, кажется, сформировал давно. А однажды маэстро и вовсе забросил дирижерскую палочку — и стал управлять объемным звуком оркестра руками».
Марис Янсонс, дирижер, Народный артист России: «У него такие выразительные руки… Пластикой он обладает потрясающей, техникой, он лепит, изображает содержание музыки. Не все это умеют! Да и не все должны. Это настоящий дирижерский талант».
Еще один его талант — не относиться к себе, да и к жизни, нарочито серьезно. Лучше — с юмором.
Юрий Темирканов, Народный артист СССР, художественный руководитель и главный дирижер симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии: «Я себя на экране не люблю. Не люблю, как я говорю, вообще не люблю себя видеть… Мне кажется, я в жизни лучше, чем в кадре!».
Но прицелы камер ему избежать все равно не удается. Фестиваль «Площадь искусств», который Темирканов, кстати, и придумал, в этот раз проходит под эгидой его юбилея. 15 декабря пройдет гала-концерт, программу которого от мастера держат в секрете. Со сцены его поздравят коллеги и друзья: Янсонс, Башмет, Мацуев. К пульту он в этот вечер не встанет, будет зрителем. Но все равно заработает громкие овации — за всё то, что сделал для ленинградской сцены.