Искусство всегда имеет дело с прекрасным, несмотря на то, что не обязано быть красивым. Например, есть даже то, что называют эстетикой уродства. Подчеркнутое внимание к нелицеприятным сторонам жизни и даже их смакование.
Обычно эстетика уродства расцветает буйным цветом во времена социальных переломов, минуты роковые. Например, в перестроечном искусстве трудно разыскать исключения. И все-таки даже в основе уродства в искусстве лежит гармония, которая нарушается в строго определенных пропорциях. Что-то увеличивается или уменьшается до нелепых масштабов, рисуя нам не портрет, но маску: человека, природы и даже самого искусства.
Три с лишним сотни примеров такого вот подхода демонстрировала выставка «Радикальная текучесть», которая завершается в МИСПе. У нее есть второе название – «Гротеск в искусстве». Хотя, согласитесь, гротеск – это уже скорее отзыв. Более подробные комментарии – в нашем обзоре:
– Наконец-то выставка понравилась настолько, что есть желание прийти еще раз.
– Очень радикально. Равнодушным остаться сложно, но второй раз вряд ли захочется сходить.
– Произведения вызывают разные эмоции: от интереса до желания узнать диагноз художника. Здесь есть и работы с глубоким смыслом, есть откровенная психоделика.
– В первом зале музея есть говорящие картины. Это что-то необыкновенное, когда ты стоишь перед полотном, а в наушниках у тебя звучат голоса его персонажей.
– Я за гротеск, тот крохотный островок, куда только одной ногой можно вступить, другая будет вечно в воздухе.
Выставка пройдет до 17 февраля.