В немецком языке есть термин «остальгия», составленный из слов «ностальгия» и «ост» — «восток». Им объясняют щемящие, теплые чувства по поводу ушедших ГДРовских времен.
А в русский язык, кажется, пора вводить свой термин — «девяностальгия». Сейчас 90-е повсюду. Они вернулись в одежде, о них поет модная певица Монеточка, даже в кинопрокат скоро снова выйдет фильм Сергея Соловьева «Асса» с его «…перемен требуют наши сердца». Словами, ставшими гимном эпохи.
Вот и сейчас что-то такое чувствуется в «пульсации вен». В Центре современного искусства Сергея Курехина «Андеграунд 90-х», посвященную художникам, жившим и работавшим в легендарном сквоте на Фонтанке, 145. С куратором экспозиции, художницей Ольгой Тобрелутс встретилась Варвара Федорова.
Варвара Федорова,корреспондент: «Все работы в этом зале когда-то висели на «Танцполе» на Фонтанке 145. А эта была прямо над диджейским пультом?»
Ольга Тобрелутс, художник, куратор выставки: «Да. Когда братья Хаасы — Андрюша и Алексей — захватили пространство на Фонтанке, 145. Впервые совместили экспозиционное и танцевальное пространство. Алексей Хаас нарисовал эту огромную картину, веселого молодого блондина на фоне толпы. И повесил над столом, где крутили пластинки. Мадонна в тот момент спела песню Vogue. И породила тем самым моду на этот танец. Танцевали так: закидывая руки, извиваясь красиво. А в тот момент Белла Матвеева сделала прекрасный коллаж — как раз танец Vogue! Все пляшут, вокруг — созвездия. Крутятся звезды. Коллаж такой она сделала, который радует глаз».
Варвара Федорова,корреспондент: «Еще в 90-е было почему-то много темы космоса…»
Ольга Тобрелутс, художник, куратор выставки: «Да, конечно! Потому что мы открывали новое пространство: новая музыка, новая визуальность, новая страна. Все новое! Мы новые! И вот этого ощущение нового, главным символом которого стал человек, который полетел в космос. Он полетел-то в 1960-е. Но ощущение ко всем пришло буквально через 30 лет. И вот эта картина «Свет», но он не просто свет. А как бы текст — свет. Свет, который сразу формируется в текст. Перейдем к Андрею Крисанову. Он первый законодатель этого художественного стиля в живописи. И потом очень многие стали следовать ему. Цой стал рисовать именно под влиянием Андрея Крисанова квадратных человечков с такими квадратными руками и ногами. Видите: трое мужчин сидят, пьют чай, курят, а за окном — космос. Буквально стоит шагнуть за дверь, и ты оказываешься в открытом космосе. То есть все новое, ничего не известно, будущее не определено. Интересно, как освещение меняло живопись, и как живопись работала на танцполе. ПРК-освещение меняет очень сильно картину. И они из котиков превращались в таких очень злобных зверьков. Знаете вот этот известный фильм? Там игрушки… И вдруг у них вырастали зубы. И эта вот их трансформация с утренних милых таких…»
Варвара Федорова,корреспондент: «А они в каком-то свете и в каком-то ракурсе выглядят милыми?»
Ольга Тобрелутс, художник, куратор выставки: «Сейчас они довольно милые! Но стоит включить ПРК-освещение и они изменятся!»
Варвара Федорова,корреспондент: «Сейчас к 90-м действительно очень много внимания. Возможно, даже больше, чем к советскому времени. Сколько можно говорить о 90-х?»
Ольга Тобрелутс, художник, куратор выставки: «Столько же, сколько говорят о 20-х годах ХХ века. Вообще ХХ век — это удивительное время. В начале века — революция, в конце века — революция. И никуда ты от этого не уйдешь! Центр авангарда конца ХХ века — это Фонтанка, 145. И это уже часть истории. И говорить обэтом будут всегда».