В феврале 1959 года на уральской Горе мертвецов погибла группа туристов под руководством Игоря Дятлова. Девять студентов, испугавшись чего-то, полураздетые выбежали из палаток, и все в течение пары часов погибли.
От обморожения, переломов, от жутких и необъяснимых травм. Кто или что тому было виной? Жестокая стихия, военные эксперименты, беглые зэки, инопланетяне или какие-то лавкрафтовские монстры? Версий, причем самых безумных, множество. 60 лет спустя после трагедии началось новое расследование этого дела. Тут и петербургские художники откликнулись. В Доме культуры Громов открывается выставка «Перевал. Размышление о смерти в двух частях без пролога и эпилога». Дарья Патрина продолжит.
Брезентовые палатки и лыжные палки, оставляющие круглый след, старый фотоаппарат и портреты участников экспедиции – то, что апеллирует к реальности. Все остальное – попытка метафизически осмыслить перевал как переход в иное состояние. Тема смерти привлекла многих. Петр Швецов соседствует с некрореалистами, паразитами, «Севером-7» и «колдовскими художниками».
Другая часть выставки — другая трактовка смерти. «Эпик фейл». Неудачи художников, которые можно представить как маленькую смерть или неизбежную составляющую успеха. Из девяти участников экспозиции четверо – герои Венецианских биеннале, прошедших и предстоящей. Виталий Пушницкий в картине 2019 года представляет художника в экзокостюме и размышляет о будущем живописи, взяв в название строки японского классика Басе: «Видели все на свете мои глаза и вернулись к вам, белые хризантемы».
Ольга Табрелутс не постеснялась показать несостоявшийся театральный занавес. Он хорош. А Иван Говорков пожалел о девяти годах молодой и прекрасной жизни, потраченной на портрет семьи Ульяновых. Картину он писал с 1980-го по 1989-ый год. Советский Союз неумолимо двигался к краху, семья Ульяновых ускользала из-под кисти.
Александр Дашевский вспомнил скоротечный и неудачный опыт персональной выставки на Финском заливе. Шишкин-Хокусай представил стенку из мастерской. Его, сценографа и перфомансиста, пронумерованные фигуры как будто тянут в живописное прошлое. Дату окончания этой работы Шишкин обозначил 2069 годом. А скульптор Константин Новиков представил как «эпик фейл» объект жизнерадостный по своей сути.
Технологическая ошибка, неправильно смешанный материал невнятного цвета, собранный в объемную массу, два года кочевал по мастерской скульптура, пока не была найдена золотая муха и не пришло цветовое решение.
Сам куратор второй части выставки Павел Игнатьев рефлексирует на тему своей персональной выставки в «Эрарте» — «Интервенция». Впрочем, без объяснений вы вряд ли поймете, где зашита ошибка художника. И была ли она вообще. Поэтому без текстов не обойтись. Они будут сопровождать каждую «творческую неудачу». Но за их пределами, как водится, абсолютная свобода трактовок.