К этой картине выстраивались длинные очереди еще в 1907. Ею восхищался Николай II, ее критиковал Лев Толстой. А сам художник говорил: «После нее хоть и на покой – все главное будет сказано».
Картина Михаила Нестерова «Святая Русь» покидает зал Русского музея и отправляется на реставрацию. Культурная эволюция изучила знаменитое полотно в деталях.
Нестеров создавал картину четыре года, используя образы знакомых ему людей. В облике монахини-схимницы – мать художника Мария Михайловна. А вот женщина в ярко-желтом платке – прообраз его сестры, написанный поверх фигуры Максима Горького, выходца из социальных низов, образ которого впоследствии был отвергнут автором.
Художник сделал несколько набросков картины на фоне весеннего и осеннего пейзажей. Но в окончательном варианте изобразил зиму. Ведь «Полгода зимы – это удел русского народа», – как он говорил сам.
В левой части полотна – самые почитаемые святые: Николай Чудотворец, Сергий Радонежский и Георгий Победоносец. Образ Христа художник писал со священника Константина Руднева, настоятеля церкви в Абастумани.
Картину ждет первая масштабная реставрация с момента поступления в Русский музей. Специалисты устранят дефекты и загрязнения холста, укрепят красочный слой и изготовят новый подрамник.