Влияние Уильяма Шекспира на музыку стало заметным, как только его пьесы начали показывать на сцене. С XVII века и до наших дней произведения английского поэта и драматурга легли в основу всех музыкальных жанров.
Только опер около трехсот. И все же «Ромео и Джульетта» — наверно, самый популярный нарицательный сюжет. Потому неудивительно, что свой цикл «Шекспир в музыке» Сергей Стадлер и его оркестр начали именно с интерпретаций этого произведения.
Сейчас это классика, но путь к признанию был довольно долгим. Характерная история произошла с балетом Прокофьева «Ромео и Джульетта». Музыку называли нетанцевальной, артисты отказывались участвовать в спектакле, а саму постановку под разными предлогами запрещали. В итоге премьера прошла в чешском Брно.
У фантазии-увертюры Чайковского был не такой тернистый путь к слушателям. В первый раз ее исполнили через полгода после возникновения замысла. Но оказалось, что ни композитору, ни его коллегам не понравился ни первый, ни второй вариант. В итоге мировой музыкальной классикой стала третья редакция увертюры.
Как и увертюра Чайковского, опера Гуно «Ромео и Джульетта» была написана почти мгновенно. Например, первый акт композитор сочинил практически за один день. Труднее было найти солистов, которые бы справились с этой непростой музыкой.
Занимательных, почти детективных историй вокруг творчества Шекспира великое множество. Цикл «Шекспир в музыке» продолжится еще двумя концертами. В сентябре Симфонический оркестр Санкт-Петербурга расскажет музыкальную историю Гамлета. А в июне, что логично, в фокусе будет «Сон в летнюю ночь».