Александра Мымрина,корреспондент: «Уорхол, Гете, Маяковский, Ле Корбюзье и создатели сериала «Симпсоны» – что у них может быть общего? Их всех, хоть и по-разному, завораживала история древних Помпей. И совершенно точно, эта история еще многих увлечет. В Государственном Эрмитаже открылась масштабная выставка, собравшая уникальные экспонаты из погибшего города и его окрестностей».
Удивительное несовпадение. На выставке понимаешь: все эти предметы – свидетели трагедии, огня и пепла, но стоит лишь произнести «Помпеи», и ожидаешь нестрашного, увлекательного мифа. А само название выставки ожидания только подкрепляет: «Боги, люди, герои». Именно так – с людьми посередине.
Анна Трофимова,куратор выставки, заведующая отделом Античного мира Государственного Эрмитажа: «Интерес к катастрофам, апокалипсису и, не побоюсь этого слова, ожидание апокалипсиса всегда были присущи человечеству. И это была неотъемлемая часть интереса к Помпеям. А по началу Помпей боялись, их даже не раскапывали два столетия. Проклятый город… Боги, герои и вообще вся мифология – весь мир образов античный создан по подобию человека. Это те же люди, только в своих проявлениях. Вот почему собственно эта выставка о человеке, о тех, кто жил в Помпеях, Геркулануме, Стабиях. Вот почему люди посередине, но без богов, высших существ, сил, которые определяют всю жизнь человека, без них их мир представить было невозможно».
«Много зла свершилось в мире, но мало такого, что доставило бы столь великую радость потомкам», – писал о своем визите в Помпеи Иоганн Вольфганг Гете. Погребенный под слоями лавы город действительно сохранил много поводов для восхищения: мозаики, безупречные статуи, удивительные по своим цветам и сюжетам фрески.
То мифологические, а то назидательно-бытовые, призывающие к труду, порядочности и подвигам. Как советские мозаики, только почти на два тысячелетия раньше. И тут же в помпейском Modus Vivendi – стиле жизни – причудливо соседствуют поклонение красоте, фривольность. И – какая ирония – жизнелюбие.
Анна Трофимова,куратор выставки, заведующая отделом Античного мира Государственного Эрмитажа: «Я очень люблю эту фреску. Она замечательно передает не только художественный строй помпейской живописи, но еще и мироощущение. Здесь как раз изображена сцена свадьбы. Геракл пьян, он стоять не может, опирается на спутника, а внизу амурчик показывает пустой сосуд – больше нет вина. Омфала в полупрозрачном плаще, который деликатно обнажает ее тело – все это радует глаз. Это неповторимое, жизнеутверждающее, цельное мироощущение было характерно и для греков, и для римлян. И это передает живопись».
Как сказал Михаил Пиотровский, эта выставка могла случиться только в этих стенах. На самом деле, Помпеи пережили два мощнейших землетрясения. Первое уничтожило город, а второе – культурное – захватило воображение людей по всему миру. И, как показывает открытие экспозиции в Эрмитаже, оно еще не закончилось.