Тема смерти — она очень острая. И это то, от чего мы отталкиваемся, когда размышляем о себе. А что останется после меня? А как мне прожить эту жизнь, чтобы мне на пороге не было за себя стыдно?
Как-то не принято в обществе говорить с детьми о жизни, о смерти, о грехе и об отсутствии греха, задумываться о проблемах ухода. А почему не принято? Может быть от излишней опеки, может быть от того, что сами взрослые боятся об этом говорить, обсуждать откровенно.
У всех детей разные жизненные ситуации, разные судьбы. У кого-то тяжелее жизненный опыт, у кого-то легче, кто-то вообще рос и до сих пор растёт, как комнатный цветочек, оберегаемый. И это всё здорово, это хорошее детство. Эти разговоры — это, естественно, выход из зоны комфорта, но это те понятия, без которых, как мне кажется, не может произойти становление личности.
Я думаю, что к смерти надо относится спокойно. С каждым из нас это когда-нибудь случится, это как бы неизбежно, это жизнь. Возьмём к примеру рассказ, наш. Называется он «Ракушка». Там мать больного ребёнка. Мальчик постоянно бегает, говорит, что он хочет на море, но как бы все понимают, что ему не выжить. И мать в конце, когда открывает одеяло и его нет… «Опять побежал к головорезам». Потом прикладывает ракушку и понимает то, что его нет. Но она не начинает яростно бушевать, она просто спокойно к этому относится и продолжает жить дальше.
После того, как мы сыграли в первый раз этот спектакль полностью, я начала немножко задумываться, как это — смерть? Я сначала не понимала, а сейчас я могу, я иногда хожу и просто представляю каково это. Хочется продолжать жить, именно продолжать жить так, чтобы было хорошо и себе, и другим. Ты даёшь другим шанс быть похожим на тебя.
Одна женщина после спектакля подошла и сказала: «Спасибо. У меня ощущение, что я побывала на исповеди, и мне стало светлей и легче». То есть такое хорошее внутренне молчание было после этого спектакля.