Вторая премьера с интервалом почти в неделю всколыхнула околотеатральную общественность Северной столицы. Два спектакля, поставленные словно по принципу взаимного дополнения. В одном есть больше что посмотреть, в другом – что послушать. Последнее относится к «Тангейзеру» Вагнера, предпоследней из зрелых опер великого немецкого оперного пророка, из тех, которые еще оставались за пределами сцены Мариинского театра.
Оперы Вагнера – испытание как для музыкального руководителя, так и для постановщика. И если звуковой космос вагнеровской музыки смог раскрыться во всем своем величии, то пространство сценического действия взывало к скромности режиссера. Опера с двумя хорами и солистами должна была уместиться на сцене без задника и кулис.
Оперы Вагнера – произведения с многослойной смысловой начинкой. Легенда о средневековом рыцаре Тангейзере, прожигавшем годы в гроте богини любви Венеры, не прощенным за этот грех папой Римским, но прощенным Богом по молитве святой Елизаветы, была очередным воплощением главной для Вагнера идеи — идеи спасения любовью и жертвой женщины. И от режиссера ждешь, чтобы эта идея могла взволновать и нас грешных спустя более полутораста лет.
Любовь земная и любовь небесная олицетворяются в опере двумя персонажами: Венерой и Елизаветой. Первая современному человеку, конечно, более понятна. В некоторых постановках обе эти партии воплощает одна и та же певица. Здесь разные.
У «Тангейзера» благодаря пылу некоторых постановщиков образовалась в России скандальная слава. Материал для этого больше всего предоставляет первая картина – в гроте Венеры. Но здесь на удивление все абсолютно целомудренно. Даже чуть слишком.
Очевидно, что режиссер не докучает зрителю ни моралью строгой, ни концепцией, а просто не мешает звучанию музыки, что в наше время уже ценность.