От артистки кордебалета до мировой знаменитости. Ее имя – символ высоких достижений отечественного балета. Агриппина Ваганова, 140-летие которой отмечается 26 июня, блистала на сцене Императоского Мариинского театра, была худруком балетной труппы.
Ее методика стала основой мировой балетной педагогики. Ее путь к успеху был совсем не легким. У нее не было идеальных данных, зато она обладала исключительной чертой характера – волей. Ей приходилось тренироваться дольше и упорнее, чем другим. Так выработался собственный стиль. Вагановский. Сильные прыжки и пластичные движения рук.
Лариса Абызова,доцент кафедры балетоведения Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой: «Ваганова не была великой балериной. Она была, по меткому выражению свидетеля ее творчества, очень тонкого знатока Акима Волынского, «Царицей вариаций». Это звание она пронесла через всю свою жизнь. Сама Ваганова потом будет своим ученицам говорить, что «балеринскую партию каждая дура станцует». А вот ты вариацию станцуй. Она была права. Главные партии – костюмы, сюжет какой-то за тобой, партнеры. А когда человек выходит всего на одну вариацию, сделать так, чтобы тебя назвали царицей, это не каждый мог. Она собрала лучшее, что было до нее в преподавании. Во французской школе, итальянской, шведской, русской, датской – этот синтез дал ее методику».
Ваганова воспитала 232 танцовщицы мирового уровня. В своих мемуарах она расставила всех по порядку. На первом месте была Марина Семенова. Ее Ваганова называла «началом репутации педагога». На втором – Галина Уланова. На третьем — Татьяна Вячеслова. Даже ее самые любимые ученицы вспоминали: заслужить похвалу Агриппины Яковлевны было практически невозможно
Нинель Петрова,народная артистка России, заслуженный деятель искусств России: «Она была очень строгая. Но добивалась своего. Она со всеми была очень строга. Очень требовательная. Очень злая на язык. Нам всем очень от нее доставалось. Но это имело свой смысл и результат».
В 1957 году, через шесть лет после смерти Вагановой, Академия Русского балета была названа ее именем. В местном музее хранятся личные вещи Агриппины Яковлевны: кошелек, медальон с фотографией сына, трудовая книжка, портрет кисти ленинградского экспрессиониста Соломона Гершова. Экспозиция музея прослеживает всю историю русской балетной школы, которая благодаря Агриппине Вагановой прочно ассоциируется со зданием на улице Зодчего Росси.
Николай Цискаридзе,ректор Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой, народный артист России: «С улицы Зодчего Росси вышли все, так скажем, весь балет ХХ века. Мог разве кто-то представить, выпускаясь в начале века, что произойдет революция. И все окажутся в разных частях света. И создадут все, что весь мир имеет. Любой театр в мире, так или иначе, корнями уходит на улицу Зодчего Росси».
И в наши дни Академия живет по заветам Вагановой: нынешние педагоги владеют методикой ее преподавания и передают традиции последующим поколениям.