Сегодня на бегу о музыке и гармонии с народным артистом Кабардино-Балкарии, художественным руководителем и главным дирижёром оркестра «Таврический» Михаилом Голиковым. Миша, много ли спорта в твоей жизни?
Да, вообще спорт — это вся моя жизнь от части, ведь многое, даже в своей профессиональной жизни, я познавал через спорт, в частности через футбол, которым я увлекаюсь с детства, я и познал свою дирижёрскую профессию. Однажды на стадионе меня нашёл тренер юношеской сборной и пригласил к себе в команду. И там однажды после одной из тренировок, он мне рассказал, что моя функция на стадионе и на поле — дирижёр. И он мне объяснил, что на самом деле все твои партнёры на поле — это по сути музыканты. Ты должен им объяснить, и не просто объяснить, а продемонстрировать свою волю, свою силу, чтобы они пошли за тобой и сделали то, что только ты знаешь.
А вот эта воля и сила у дирижёра как она тренируется? Тут же нет каких-то тренажёров.
Тренажёр только в голове. Между прочим для того, чтобы он работал надо иметь очень хорошую физическую форму, иначе ты просто не выстоишь. Однажды мне пришлось дирижировать один из самых длинных оперных спектаклей «Фауста» Гуно, который идёт пять с половиной часов. Так вот, я под конец этого спектакля стал ощущать, что я вот-вот упаду в обморок. Когда я вышел и взвесился, выяснилось, что я сбросил аж целых 7 килограммов. А вообще спорт в коллективе — это очень важно. Мы с моими коллегами мужского пола каждую неделю по ночам играем в футбол, другого времени нет, потому что остальное время занимают концерты и репетиции, и это наша большая страсть. Но, кстати, и девочки от нас тоже не отстают. Очень активно пытаются овладеть другими видами спорта, например, велосипедом. Несколько лет назад мы всем оркестром поддержали прекрасную акцию «На работу на велосипеде», сев с музыкальными инструментами, проехав от площади Восстания до Казанского собора прямом во время основного трафика, спешившись и ещё и дав концерт. Так что велосипед — это очень важно. Но, кстати, не только велосипед.
Я понимаю, когда с флейтой на велосипеде. А если это контрабас?
И с контрабасом. Да, парусность увеличивается, но тут важно мастерство.
У кого больше нагрузки? У пианистов пальцы или у скрипачей, или у духовиков?
Вообще нагрузка у всех сумасшедшая. Учитывая, что оркестр даёт более 140 концертов в году, ещё и в разных точках земного шара. Конечно, иногда смотришь на наших девочек нежнейших, тончайших, как они с этой скрипкой, скривленной головой проводят большую част своей жизни. Кончено. Позвоночник страдает. У пианистов это всегда такая сгорбленность, у духовиков традиционные проблемы — это лёгкие, дыхание. Поэтому именно спорт постоянный, активный, коллективный позволяет решать эти проблемы.
Миша, ты сказал 140 концертов в год. Получается практически через день. Как научиться быть в нескольких местах одновременно?
Хотелось бы изобрести такой трансформатор, который бы переносил бы нас. На самом деле, как мне кажется, надо просто любить свою работу, приходить сюда в субботу, и не просто её любить, а чувствовать всегда какую-то свежесть и молодость в ней. У нас оркестр самый молодой в России. Средний возраст 25-26 лет, не смотря на то, что я как руководитель старше моих коллег, тем не менее, благодаря работе с ними, я чувствую себя всегда молодым. Кажется, это и есть тот рецепт возможности успеть всё в этой жизни — это молодость.
Блиц. Бах или Моцарт?
Чайковский.
Что главней для дирижёра — его палочка или камертон?
Для меня важнее партитура. Один старый-старый дирижёр гениально всегда дирижировал концерты. И каждый раз перед началом концерта он доставал какую-то бумажечку с внутреннего кармана, что-то читал, убирал и после этого потрясающий концерт. Сколько бы его не просили ответить что это, почему, что там написано, ни разу не сказал. Только он умер, родственники, друзья, коллеги все рванули к этому смокингу, достали бумажечку, а там написано: «скрипки слева, альты справа». Вот и всё. Вот и вся партитура.
Как быть весёлым и здоровым в наш быстрый непростой век?
Надо быть собой, чувствовать ритм жизни и любить то, что ты делаешь и тех, с кем ты это делаешь.