Цифровой эпохе — цифровые технологии и цифровые сообщения. Деловую переписку мы ведём по электронной почте, личную — в социальных сетях. Даже на уроках в школе дети уже чаще перекидываются сообщениями в мессенджерах, а не записками с парты на парту. Кажется, что настоящим, рукописным, письмам место разве что в музее.
Людмила Бакаютова,главный хранитель Государственной коллекции знаков почтовой оплаты Центрального музея связи имени А.С.Попова: Это наша святая святых Центрального музея связи. Первый конверт, который находится в нашем собрании, относится к 1743 году, это письмо, отправленное из Петербурга в Нижний Новгород. Здесь мы можем увидеть руку адресата 18-го века, интересно оформление письма, способ его складывания, различные сургучные печати, которые относятся к владельцам.
В золотой кладовой центрального музея связи — раритетные и уникальные экспонаты: редчайшие письма, марки, штемпели и среди них возможные предшественники современной спам-рассылки. Специальные бланки с большим обилием рекламы сокращали расходы отправителя, они в комплекте с конвертом стоили меньше номинальной цены марки и при этом приносили прибыль почте и помогали благотворительным организациям. Такие бланки были распространены в начале прошлого века, и тогда же в печати уже можно было встретить объявления с предложениями о знакомствах и дружбе по переписке.
Екатерина Пискур,коллекционер писем и открыток: Я была ещё маленькой девочкой. Я написала в какой-то журнал, что ищу друзей по переписке, и мне начали отвечать люди. Некоторые из этих переписок затянулись на долгие-долгие годы. Мне кажется, в каждой такой открытке, в каждом таком письме, написанном от руки, вложено очень много души и чувств, и намного приятнее, чем читать строки на мониторе, получить открытку со штампиком, с настоящим рукописным текстом, которая прошла несколько тысяч километров.
Сегодня Катя хранит сотни писем и открыток из разных уголков света и до сих пор старается поддерживать почтовую связь с самыми близкими людьми. Отличным другом по переписке стала и Евгения Пирадова, она придумала образовательный географический проект для детей.
Евгения Пирадова,автор образовательного проекта: Я сама мама, сначала начала писать своему сыну, пару лет. А потом уже друзья начали вовлекаться в этот процесс. И уже было решено знакомить других детей через письма. Для многих наших детей это неизвестная вещь в современном мире, и таким образом, получая живое письмо впервые в жизни, адресованное именно ему, ребёнок увлекается в процесс. Ему хочется учиться писать, читать, чтобы ответить другу, и это его стимулирует запоминать то, что находится в письме.
Скорее всего, в будущем насущная потребность написания рукописных писем исчезнет, однако о смерти бумажной коммуникации говорить определённо преждевременно. Да, большинству уже и привычнее, и быстрее набирать текст на клавиатуре, но только рукописные послания способны передать вместе с информацией ещё тепло рук и улыбку сердца.