Хочется упомянуть еще один тренд массового искусства последнего времени — усилился интерес к фантастике, как старой, так и вновь создаваемой. Не только книжной, даже оперативнее сейчас реагирует киноиндустрия.
У нас готовят к выходу экранизацию замятинского романа «Мы». О безликих нумерах и дивном новом мире. Скоро выйдет американский сериал по знаменитой саге Айзека Азимова «Основание», сюжет которой также вращается вокруг поиска средств от неминуемой гибели цивилизации.
Трудно сказать, что ищут в таких вымыслах – бегут от реальности или, наоборот, хотят знать, что будет. В плане искусства я могу вспомнить один вразумительный прогноз. 150 лет назад Жюль Верн описал концерт будущего. Он проходил в пустом зале, где не было никого кроме пианиста, но слушатели внимали ему — в Лондоне, Пекине, Петербурге и по всему миру, поскольку его инструмент был соединен электрическими проводами с инструментами в их домах. Концерт времен самоизоляции — за двадцать лет до изобретения радио!
Этим летом мы сможем вдоволь полюбоваться новым искусством. Посвященные ему документальные фильмы будут показывать в рамках фестиваля Beat Fest. Его героев можно обнаружить на двух противоположных полюсах — среди тех, кто пытается схватить ускользающий миг настоящего и тех, кто от него бежит. Подробнее о фестивале расскажет Виктор Высоцкий.
Виктор Высоцкий,корреспондент: «Пока наша физическая общественная жизнь заморожено-заторможена и полна всяческих ограничений, есть стимул взглянуть на нее более пристально сквозь увеличительное стекло документального кино. И тогда мы увидим то, что, казалось бы, очевидно: реальность — это мозаика из множества миров индивидуумов и групп. Так, во всяком случае, видят ее авторы московского Beat Film Festival, программа которого ждет своего дня и часа, чтобы предстать перед зрителем».
В этом году двое кураторов – Александр Горбачев и Юрий Сапрыкин получили предложение сформировать свои собственных программы. Ракурс, который они искали при отборе фильмов, выражен в названиях их авторских циклов. У Александра Горбачева он описывается словом «Наперекор», у Юрия Сапрыкина двумя словами: «Вне игры».
Юрий Сапрыкин,куратор фестиваля: «Мы все играем в игры. Активные, межличностные, рабочие… даже среди них есть мейнстрим… и есть люди, которые не хотят этому следовать… и у России, надо сказать, богатый набор такого вот русские сектанты, диссиденты эзотерии и сейчас много людей, которые выпрыгивают из беличьего колеса… не хотят играть в общую игру…».
Но придумывают при этом свою, как, например яхтсменки кругосветной регаты из фильма «Мэйден», или герои фильма «Разбитый нос, пустые карманы», чей один день жизни проходит перед нами так, словно это отдельная планета со своим климатом, биоритмом и тд.
Те, кто ждут от документального кино не только авторского взгляда, но еще и интересного режиссерского киноязыка, должны будут остаться довольны. Как минимум несколько фильмов можно будет обсуждать с точки зрения того, как это сделано.
Онлайн-версия Beat Film Festival стартует по всей России 1 августа. Офлайн фильмы из программы в эти летние дни смогут увидеть только московские киноманы. В Петербург же фестиваль при благоприятных обстоятельствах надеется приехать уже осенью.