Даже как-то неловким кажется сейчас заводить разговор о народных инструментах. На фоне того, что творит с ними новейшая история — новости про то, как запрещают концерты балалаечников в Скандинавии, и как, напротив, балалаечники уже нашего города, грянули хиты АВВА аккурат под окнами консульства Швеции. Говорят, что утешают исторические параллели, дескать, так всегда было. Что ж, правда, у нас самих в XVI веке Алексей Михайлович указом повелел уничтожить все струнные инструменты вообще – тишайший был царь. Запретить «игрища в смычки, гусли и сопелки, всякие гудения, гудки, скрипки и «глумление позорище и плясание» из-за которых «отлучаются всякие священные службы».
Впрочем, запрет силы не имел, исторические документы свидетельствуют, напротив, о расцвете щипковых инструментов. Почти как сейчас — для иллюстрации, в Новосибирске живет известный гусельный мастер Сергей Адаменко, год от года расширяющий диапазон возможностей инструментов, как их исторических форм, так и способов звуков из них извлечения. Гусли «Медвежья лапка», шлемовидные, на которых аккомпанировали Иоанну Богослову. Мастер предрекает им новый расцвет. Что ж, времена почти былинные. Вот и на Новой сцене Александринского театра звучат медовые напевы. Новый альбом гусляра Ольги Глазовой слушал Виктор Высоцкий.