- Автор идеи и режиссер: Александр Щербаносов
- Автор сценария: Светлана Мосова, член Союза российских писателей
- Текст за кадром читает народный артист России Валерий Кухарешин
Эта старейшая улица Петербурга в начале своей истории называлась Офицерская. Позже улицу стали именовать Знаменской, а уже в ленинградское время её название звучало революционно и призывно ― улица Восстания.
В XVIII веке эта улица вела к слободе лейб-гвардии Преображенского полка, на ней жили офицеры гвардии и поэтому улица так и называлась ― Офицерская.
А в XIX столетии на месте нынешней станции метро «Площадь Восстания» по проекту архитектора Федора Демерцова была возведена белокаменная Знаменская церковь ― имя храма и дало новое название улице.
БОРИС КИРИКОВ,историк архитектуры, заслуженный работник культуры Российской Федерации, член Топонимической комиссии С.-Петербурга: «Улица Восстания представляет собой редкий пример не просто дороги к храму — это дорога вела от храма к храму: с одной стороны стояла Знаменская церковь, а с противоположной — церковь Космы и Дамиана, принадлежавшая саперному батальону. Эта «воинская» церковь замыкала перспективу улицы».
Церковь Космы и Дамиана была построена по проекту выдающегося архитектора Максимилиана Месмахера. В советское богоборческое время были снесены оба храма ― и Знаменская, и церковь Космы и Дамиана…
БОРИС КИРИКОВ,историк архитектуры, заслуженный работник культуры Российской Федерации, член Топонимической комиссии С.-Петербурга: «Хотя, конечно, утрата двух святынь, двух архитектурных доминант — это большая потеря для города, но все-таки на их месте появились достойные объекты, созданные видными ленинградскими зодчими».
В 1923-м году Знаменскую улицу вновь переименовали ― но не в честь Октябрьской революции, как ошибочно думают некоторые, а в память о Февральской.
В середине ХХ столетия на месте снесённой Знаменской церкви по проекту архитекторов Игоря Фомина, Бориса Журавлёва и Веры Ганкевич был построен павильон станции метро «Площадь Восстания».
Но ещё долгое время это место оставалось для горожан сакральным.
НИКОЛАЙ ТРЕТЬЯКОВ,директор Историко-мемориального музея «Смольный»: «На углу Восстания и Невского была знаменитая булочная в подвальчике, а потом — магазин. Свернув с улицу на Невский, люди, особенно пожилые, по привычке осеняли себя крестом. И правда, идешь и вдруг — такое здание, очень на храм похожее».
Начало улицы Восстания ― самое оживлённое место, это и понятно: рядом площадь, станция метро, магазины, кафе. А дальше находится знаменитая 209-ая гимназия. Перед входом в здание установлен памятник Анне Ахматовой.
ТАТЬЯНА ПРОТАСЕНКО,старший научный сотрудник Социологического института РАН: «У нас была пионерская дружина имени Зои Космодемьянской. Мы отмечали официальные советские праздники, ездили по ленинским местам. Ни о какой Ахматовой не знали. Она к этой школе отношения, честно говоря, не имела. Этот памятник — дань истории. А у нас всё было достаточно идеологично, но очень интересно. Было много кружков, огромная библиотека… Школа удивительная: прежде всего, это потрясающее здание с огромным актовым залом, в кабинетах — шестиметровые потолки. Тогда школа была женская. Учениц было очень много, в одном классе человек по 40-45».
Надо сказать, что это здание гимназии было построено в середине XIX века по проекту архитектора Рудольфа Желязевича ― для Павловского женского института. Его воспитанниц так и называли ― «павлушки».
СЮЗАННА КУЛЕШОВА,писатель: «Здание 209-ой гимназии на самом деле было построено как женское сиротское училище для дочерей погибших военнослужащих. Девочек воспитывали отставные военные: они учили их быть примерными офицерскими, солдатскими женами».
Позже в Павловском женском институте учились и дворянские дети. А в доме №4 по улице Восстания когда-то располагалась 32-ая школа Октябрьской железной дороги, в период раздельного обучения в ней учились только мальчики. И многие из них появились на свет в роддоме имени профессора Снегирёва, который в народе называют Снегирёвкой. И родившиеся там величают себя «снегирями».
НИКОЛАЙ ТРЕТЬЯКОВ,директор Историко-мемориального музея «Смольный»: «Я снегирь. Путин — снегирь. Много снегирей у нас, да? Я здесь родился, вырос. В садике между Снегиревской больницей и улицей Восстания я провел, столько лет своей жизни — и не посчитать… Зимой здесь заливался большой каток, и все мы туда ходили — по Восстания, по Невскому до Колизея, по Жуковского, вот и Перцевский дом с Лиговки…»
ТАТЬЯНА ПРОТАСЕНКО,старший научный сотрудник Социологического института РАН: «Тут, действительно, большое пространство, дворы проходные. И что интересно: через эти дворы легко можно было выйти на улицу Маяковского, на Невский. А внутри — анфиладность проходных дворов, свойственная старому Петербургу».
Увы, XVIII век не оставил памятников архитектуры на этой улице, зато XIX век и начало XX представлены великолепными зданиями ― в основном это доходные дома, построенные в разных архитектурных стилях: здесь и необарокко, и эклектика, и модерн.
БОРИС КИРИКОВ,историк архитектуры, заслуженный работник культуры Российской Федерации, член Топонимической комиссии С.-Петербурга: «И один из самых интересных объектов модерна находится на углу улицы Жуковского — дом № 19. Он был построен для семьи подрядчиков строительных работ Бадаевых по проекту знаменитого архитектора Василия Косякова при участии его брата, Георгия, в1906-ой год. Очень выразительное здание, оно одно из первых было декорировано майоликой.Оно очень эффектно стоит на перекрёстке: скругленный угол, а наверху — как бы волной взмывает вверх криволинейный аттик, на котором загадочная женская фигура, получившая в народе название «Печальный ангел».
Существует городская легенда ― почему на этом удивительно красивом дома печалится ангел…
СЮЗАННА КУЛЕШОВА,писатель: «У церковного старосты Бадаева была дочь, которая, возможно, из-за несчастной любви покончила с собой или погибла от тоски — история умалчивает, что произошло на самом деле. Но отец попросил запечатлеть на барельефе образ своей дочери».
БОРИС КИРИКОВ,историк архитектуры, заслуженный работник культуры Российской Федерации, член Топонимической комиссии С.-Петербурга: «Еще очень интересный образец модерна — дом капитана гвардии Муяки. Его построил А. С. Хренов. Для того чтобы узнать имя автора, не нужно читать книги, залезать в справочники: не страдавший излишней скромностью архитектор поместил на фасаде доску, на которой написано, что этот дом построен архитектором Хреновым в 1902-1903 годах. На фасаде все такое текучее, переливающееся; замечательная ковка, очень интересное лепное убранство. Модерн очень ценил цвет. На доме нет майолики, но сочетание желтого и красного кирпича создает очень сильный декоративный эффект».
Среди зданий улицы выделяется «лица необщим выраженьем» и этот монументальный дом купца Егорова, щедро украшенный кариатидами и прочими «архитектурными излишествами». А воздвиг это здание ― всем известный архитектор Павел Сюзор.
Отметим, что и литераторы тоже почтили своим вниманием улицу Восстания ― Знаменскую в те времена.
СЮЗАННА КУЛЕШОВА,писатель: «У Знаменской большое литературное наследие. Здесь жил Максим Горький. В доме на углу, где была пельменная, жил поэт и прозаик Случевский, там собирался литературный кружок. К нему приходил Бунин, к Брюсов, Мережковский. И наконец, на улице Восстания располагалась редакция издательства «Алконост», которая печатала поэтов Серебряного века».
Была на улице Знаменской и популярная пельменная, которую любили ленинградцы и в которую, как говорят легенды, захаживали революционерки ― Надежда Крупская и Александра Коллонтай, тоже жившие в своё время на этой улице.
НИКОЛАЙ ТРЕТЬЯКОВ,директор Историко-мемориального музея «Смольный»: «Улица Восстания была очень тихой и спокойной. Иногда думаю — вернуться сюда? Но когда оказываюсь здесь, понимаю — нет! Такая круговерть. Раньше здесь не было торговли: от Невского до Жуковского было только два магазина, на Гусевом переулке – «Елены Громовой» и «Красная звёздочка» (ведомственный магазин метростроя)».
ТАТЬЯНА ПРОТАСЕНКО,старший научный сотрудник Социологического института РАН: «Был популярный пивларек, а рядом — арка: там собирались мужчины чуть ли не из всех близлежащих домов. Такая типичная для того времени жизнь».
Но главной точкой притяжения «для того времени» был, пожалуй, кинотеатр «Луч». Кстати, у этого названия есть своя забавная история.
НИКОЛАЙ ТРЕТЬЯКОВ,директор Историко-мемориального музея «Смольный»: «Откуда появилось название «Луч»? Когда-то это был кинотеатр «Агитатор». Но потом появились лампочки, и для слова «агитатор» их требовалось больше, чем для слова «луч». Вот название и переменили. Там сейчас изумительный театр. Маленький, уютный. Такие интересные спектакли, трогающие душу».
ТАТЬЯНА ПРОТАСЕНКО,старший научный сотрудник Социологического института РАН: «Это камерный театр, у него свои зрители, своя аудитория. Я считаю, что это очень знаковое место для улицы Восстания».
Дом №45.
Бывший особняк купца Мясникова, построенный по проекту архитектора Александра Гемилиана. В ленинградское время здесь размещались городские больницы ― Железнодорожная, дерматологическая, кожно-венерическая. Сегодня это нарядное отреставрированное здание стоит в ожидании будущего, которое пока неизвестно.
ХХI век тоже пришёл на улицу Восстания. И, за исключением углового здания в начале улицы, построенного на месте снесённых исторических домов, современная архитектура удивительным образом вписалась в драгоценную старину.
БОРИС КИРИКОВ,историк архитектуры, заслуженный работник культуры Российской Федерации, член Топонимической комиссии С.-Петербурга: «Этот дом построил Святослав Гайкович в нулевые годы. Но, на мой взгляд, это очень достойное произведение искусства, добротное и не выпадающее из архитектурного контекста. Оно не подделывается под исторические формы, и при этом соответствует окружению. В другой части этого квартала Михаил Мамошин создал целый ансамбль в оригинальной трактовке традиций итальянской архитектуры эпохи Ренессанса. В конце улицы есть еще два интересных дома: № 49 — со стеклянными эркерами, его построил архитектор С. Орешкин, дом № 42 — работы В. Н. Питанина, забавный дом — там двуглавые орлы обвивают друг друга шеями и душат сами себя».
Улица Восстания остаётся одной и самых интересных и красивых улиц Петербурга. Жизнь на ней, конечно, меняется, но что-то ведь всегда должно оставаться непреходящим.
БОРИС КИРИКОВ,историк архитектуры, заслуженный работник культуры Российской Федерации, член Топонимической комиссии С.-Петербурга: «Никто не пойдет в Эрмитаж смотреть на копии или репродукции, привлекательность нашего города в том, что он сохраняют свою подлинность. В этом и ценность». Наверное, какие-то здания ремонтировали, реконструировали что-то, но, все-таки это подлинные фасады XIX, начала ХХ века. А несколько объектов, которые появились в начале нашего столетия, вносят новые, современные штрихи, в целом генетический код улицы в этой части нашего города не нарушен».
И этим дорога эта старинная петербургская улица.
Сегодня она живёт в режиме ожидания: ей обещано долгожданное возвращение исторического имени ― Знаменская.
Смотрите программу «Бочарная слобода» на сайте телеканала «Санкт-Петербург».
«Малые родины большого Петербурга» – специальный проект об исторических районах города, с их настроением и культурной средой. Историю места и времени вместе с авторами программы рассказывают петербуржцы: старожилы, краеведы, писатели, артисты, художники.
Следите за новостями в твиттере @topspb_tv
Предлагайте темы новых программ: m.rodini@topspb.tv
Пишите с хэштегом #topspb_tv и #малыеродины