Автор идеи и режиссер: Александр Щербаносов
- Автор сценария: Светлана Мосова, член Союза российских писателей
- Текст за кадром читает народный артист России Валерий Кухарешин
Эта улица Петербурга начинается от Невского проспекта ― и спешит вдаль, к Фонарному переулку. Улица старинная, узкая, в её судьбе было немало переименований, но в конце ХХ столетия к ней вернулось историческое название ― Казанская.
В начале XVIII века на месте нынешней Казанской улицы (и ещё ближайших шести) располагалась Переведéнская слобода: в ней селились «работные люди», как называли тогда мастеровых, которых переводили в Петербург из разных городов и весей. Именование слободы и дало первоначальное название Казанской ― Первая Переведенская линия или Первая Переведенская улица.
А когда здесь была построена церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, предшественницы Казанского собора, улица получила новое название ― Рожественская.
БОРИС КИРИКОВ,историк архитектуры, заслуженный работник культуры Российской Федерации, член Топонимической комиссии С.-Петербурга: «Рожественская улица — это современная Малая Конюшенная и нынешняя Казанская до ее поворота. Рождественская продолжалась Большой Мещанской: это, вообще-то, был мещанский район».
«Мещанами» раньше называли горожан, занимавшихся торговлей, ремеслом, владеющих недвижимой собственностью.
Именование же «Казанская» было дано улице, когда был воздвигнут Казанский собор, названный, в свою очередь, в честь чудотворной иконы Казанской Божьей Матери.
БОРИС КИРИКОВ,историк архитектуры, заслуженный работник культуры Российской Федерации, член Топонимической комиссии С.-Петербурга: «Казанская улица сравнительно скромная, но какое у нее великолепное начало. Улица начинается не от площади, а с площади. Она как бы включает в себя площадь: вроде бы отходит от Невского проспекта, но с левой стороны находится площадь с шедевром Андрея Воронихина — Казанским собором. Собор по правилам, по церковным канонам, алтарем обращен на восток, а главным входом — на запад. Со стороны Казанской улицы как раз — главный вход. Но кто же воспринимает этот фасад как главный? Воронихин главным сделал фасад с колоннадой, обращенный к Невскому проспекту».
А в ленинградское время улица была снова переименована: ей дали имя одного из основоположников марксизма в России ― Георгия Плеханова, который, как многим известно, выступил с пламенной речью на первой политической демонстрации рабочих, состоявшейся на Казанской площади.
ЕЛЕНА ДУБИНИНА,кандидат биологических наук: «Известно даже точное место, где Плеханов когда-то выступал. Поэтому улице дали его имя, а Екатерининский канал переименовали в канал Грибоедова. А вот мои дедушка и бабушка, которые тут жили с 1923-го года, всегда говорили «по-старому»: Казанская, Гороховая и Екатерининский канал».
По горькой иронии судьбы в здании Казанского собора в советские времена был обустроен Музей истории религии и атеизма. Особое впечатление на экскурсантов производила экспозиция «История папства и инквизиции», где для наглядности были выставлены орудия пыток.
ЕЛЕНА ДУБИНИНА,кандидат биологических наук: «Единственное воспоминание от экскурсии в Музей истории религии и атеизма — моя приятельница потеряла там сознание; мне пришлось на руках ее выносить. Почему? Страшновато там было. Столько всего показывали…»
Действительно было страшновато, зрелище, как говорится, не для слабонервных. А вот в 1980-1990-ые на Казанской было весело…
ОКСАНА КУРЕНБИНА,отельер, арт-промоутер: «У Казанского собора собиралось множество музыкантов. Здесь можно было встретить и Цоя, и Шевчука. Много было тусовщиков, панков, диссидентов. Очень хорошо помню 1990-е, когда вот эта свобода наступила. На Казанской улице и на ступенях собора стали выступать все кому не лень — с песнями, с плакатами».
ФАБИО МАСТРАНДЖЕЛО,художественный руководитель театра «Мюзик-Холл»: «Для меня это очень близкая улица: моя судьба изменилась именог потому, что я здесь поселился. Конечно, улица ближе к Невскому, к собору, более нарядная, праздничная. Собор и университетский садик делают это пространство особенным. Даже воздуха больше. За площадью улица становится узкой. Идешь и будто в старый Петербург попадаешь».
ОЛЬГА ЛАПТЕВА,педагог: «Казанскую улицу все время воспринимали как путь, ведущий на Невский. Раньше, конечно, она была менее суетной, более спокойной. В сравнении с проспектом Майорова (так раньше назывался Вознесенский) она казалась ручейком рядом с большой рекой».
И это «ручеёк» устремляется к Фонарному переулку ― мимо Воронихинского сквера с его красивейшей решёткой и фонтаном Тома де Томона, первоначально установленным в Пулково; мимо старинного доходного дома в стиле модерн и здания новейших времён, поначалу воспринимавшегося как диссонанс, но уже «вжившегося» в пространство. Здесь, кстати, всегда много студентов, спешащих в свой знаменитый Педагогический университет имени Герцена…
А далее улица, сужаясь, ведёт нас к старине, где каждое здание ― история.
БОРИС КИРИКОВ,историк архитектуры, заслуженный работник культуры Российской Федерации, член Топонимической комиссии С.-Петербурга: «Казанская улица не зря называлась Мещанской. Хотя рядовая застройка преобладает, на улице довольно много значимых архитектурных объектов. Например, на Казанскую выходит усадьба Демидовых — это дом 29, угол Гривцова переулка. К эпохе классицизма относится дом Толченова. Он особенно важен для этой улицы, потому что стоит на повороте, на изломе, и виден издалека. У него портик с трехчетвертными белыми колоннами, которые эффектно отмечают этот поворот».
Но ещё до поворота, повторяющего изгиб канала Грибоедова, стоит дом № 5, связанный с именем великого композитора Сергея Рахманинова.
ФАБИО МАСТРАНДЖЕЛО,художественный руководитель театра «Мюзик-Холл»: «Я каждый день гулял мимо дома, где жил Рахманинов. Для меня, конечно, это была честь — бывать там же, где и Сергей Васильевич, мой любимый композитор».
ОКСАНА КУРЕНБИНА,отельер, арт-промоутер: «На углу Казанской и канала Грибоедова жила тетушка Рахманинова, Трубникова. Когда-то она забрала молодого Сережу к себе. У нее в гостях бывали знаменитости, весь Мариинский театр. Естественно, и Шаляпин здесь гостил и многие другие самые известные музыканты, которых можно долго перечислять. Безусловно, Казанская улица интересна еще и тем, что здесь жила Анна Ахматова».
Жили на улице Казанской и Василий Жуковский, и Александр Герцен, и Фёдор Достоевский, и композиторы Михаил Глинка, Модест Мусоргский, Александр Глазунов и многие другие выдающиеся люди Отечества.
Дом № 7 ― здание Опекунского совета Воспитательного дома, сооружённого по проекту Джакомо Кваренги (позже перестроенного). В этом историческом здании впоследствии находилось множество учреждений, но в ленинградское время в нём размещалась 221-ая школа.
ЕЛЕНА ДУБИНИНА,кандидат биологических наук: «Мы пошли в 1-ый класс в 1946 году, только-только вернулись из эвакуации. Это совершенно потрясающее здание — с мраморной лестницей, колоннами. Помню красивый зал с пеликанами, а при входе были две вазы огромные. При нас это все сохранялось».
Красив и дом № 27, его история по праву считается уникальной: это старейшая гимназия в России. Здание учебного заведения было построено в самом начале XIX века (впоследствии расширено архитектором Львом Шишко).
ОЛЬГА ЛАПТЕВА,педагог: «На углу Казанской улицы и переулка Гривцова находится Вторая гимназия, учредителем которой был Александр I. Она начала свое существование в 1805-ом году и прошла очень длинный путь: сначала была мужской школой, потом, во время войны, в здании находился госпиталь, затем 232-ая школа с углубленным преподаванием английского языка, а в 1990-е годы она вновь получила статус гимназии и обрела свое историческое имя. Здесь учились многие знаменитости: Миклухо-Маклай, дети Пушкина, Брянцев и многие другие».
А напротив гимназии был дом под номером 28 ― историческое здание Пробирной палаты и Пробирного училища, построенное в конце XVIII столетия. Нынче же это ― увы! ― несуществующий объект культурного наследия… И выглядит он по-другому.
БОРИС КИРИКОВ,историк архитектуры, заслуженный работник культуры Российской Федерации, член Топонимической комиссии С.-Петербурга: «Ну, что такое Пробирная палата? Кроме того, что это памятник архитектуры первой половины XIX века, это еще и место службы знаменитого Козьмы Пруткова, который написал столько гениальных текстов. Вернее, не он, а Алексей Толстой и братья Жемчужниковы, которые творили под этим псевдонимом. Казанская улица связана с именем Николая Гоголя и Адама Мицкевича. В общем, такой литературный здесь клубок».
Николай Гоголь и Адам Мицкевич в разное время проживали в доме известного в Петербурге каретного мастера Иохима, это здание и по сей день так и называют: «Дом Иохима».
ОЛЬГА ЛАПТЕВА,педагог: «Поговаривают, что к польского поэта Адама Мицкевича навещал Пушкин. Часто в нашем районе проводят пешеходные экскурсии для петербуржцев и гостей города, во многие дворы на Казанской улице заходят, ведь все они очень примечательны. Жители 39-го дома говорят, что подвалы у них не реставрированы и кишат приведениями. Может быть, это с образом и взглядом на жизнь Гоголя тоже как-то связано».
ОКСАНА КУРЕНБИНА,отельер, арт-промоутер: «Пытливому петербуржцу или туристу, наверняка, будет интересно пройтись по Казанской, заглянуть во дворики и парадные. Если на двери домофон — можно ловко проскочить с кем-то, а бывает, что домофона и нет, либо сломан. А тут такие роскошные парадные — с каминами и замечательными витражами».
А заканчивается улица Казанская домом под номером 60, построенным по проекту известного архитектора эпохи модерна Константина де Рошефора.
БОРИС КИРИКОВ,историк архитектуры, заслуженный работник культуры Российской Федерации, член Топонимической комиссии С.-Петербурга: «Дом № 60 на Казанской для меня особенно значим, как семейная реликвия, потому что его строил мой дедушка, в ту пору юный, — Константин Иванович Кириков, который впоследствии участвовал в строительстве многих домов в центре Петербурга, работал вместе с архитектором Перетятковичем и другими. А тогда Костя Кириков был помощником Рошефора».
Да и вся улица, надо сказать, отмечена гением выдающихся зодчих, среди которых и Василий Стасов (Казанская, 1), и Павел Сюзор (Казанская, 42)… Правда, не все здания удостоились внимания реставраторов, но, возможно, именно подлинностью своей старины так притягательна Казанская улица…
ФАБИО МАСТРАНДЖЕЛО,художественный руководитель театра «Мюзик-Холл»: «Казанская — улица историческая, конечно. Ни одной секунды у меня не было ощущения, что я хожу по какой-то современной улице. Я все время чувствовал, что это часть истории Санкт-Петербурга, который пережил советское время и вернулся в Российскую Федерацию».
Вернулось историческое название улицы ― Казанская, улицы яркой, торжественной и шумной — у своего истока, тихой, неспешной для воспоминаний и мыслей сокровенных ― у своего устья.
Смотрите программу «Бочарная слобода» на сайте телеканала «Санкт-Петербург».
«Малые родины большого Петербурга» – специальный проект об исторических районах города, с их настроением и культурной средой. Историю места и времени вместе с авторами программы рассказывают петербуржцы: старожилы, краеведы, писатели, артисты, художники.
Следите за новостями в твиттере @topspb_tv
Предлагайте темы новых программ: m.rodini@topspb.tv
Пишите с хэштегом #topspb_tv и #малыеродины