Юрий Щербаков,корреспондент: «Санкт-Петербург – самый молодой европейский город, который сегодня не только активно застраивается, но и заметно разрушается, изнашивается от времени, воздействия агрессивной окружающей среды. Восстанавливать уникальную историческую архитектуру Санкт-Петербурга, равно как и поддерживать в должном состоянии типовые дома массовых серий, задача, безусловно, сложная, но важная. И находится она под особым, губернаторским контролем».
Понятия «капитальный ремонт жилья» до революции не существовало. У каждого особняка или доходного дома был владелец, и именно он заботился о своих квадратных метрах как внутри, так и снаружи, регулярно проводил все необходимые работы. Но 1917-й год оборвал эту идиллию.
Юрий Щербаков,обозреватель: «С приходом к власти Совета народных комиссаров весь жилой и нежилой фонд был национализирован и стал принадлежать государству. По факту же после национализации истинный хозяин, непосредственно заинтересованный в состоянии своего дома, был обезличен. С тех пор по-настоящему «капитальный ремонт» практически не проводился. А если и проводился, то в недостаточном объеме».
Серьезный отпечаток на состояние домов наложила стихийная перепланировка. Просторные барские квартиры «нарезались» на десятки коммунальных комнат. Одни стены возводили, другие ломали, надстраивали целые этажи.
Особенно город пострадал в годы Великой Отечественной войны. Во время блокады Ленинград подвергался ожесточенным артобстрелам. На город было сброшено почти 70 тысяч зажигательных и около 5 тысяч фугасных бомб.
После войны город жизненно нуждался в восстановлении, тем более — в капитальном ремонте. «Не было возможности», — вспоминает главный архитектор института «ЛенЖилНИИпроект» — Ксения Шарлыгина. Ленинград оправлялся от ран, массового строительства не велось, о «маневренном фонде» приходилось только мечтать. И только к середине 50-х, благодаря появлению «хрущевок», жители исторического центра наконец-то смогли освободить полуразрушенные квадратные метры.
Ксения Шарлыгина,главный архитектор института ЛенЖилНИИпроект, член нового Совета по сохранению и развитию исторического центра Петербурга: «Примерно 30 лет, с 1955 по 1985 гг., это была реализация программы «капитального ремонта». Действительно первый раз в истории города заранее запланированный программный «капитальный ремонт»».
— За эти 30 лет в процентном соотношении город насколько хорошо восстановили?
— Дело в том, что было выявлено, что в городе 30% дореволюционных зданий требуют не то чтобы капитального ремонта, а реконструкции с расселением. И эти 30% были внесены в программу. Что самое удивительное, эта программа была выполнена.
Восстановить оставшиеся 70% помешала Перестройка. К реализации программы капитального ремонта вернулись в 2014-м, спустя почти 30 лет.
— Зачем мне скидываться в Фонд Капитального Ремонта, если у меня новостройка? У меня все хорошо!
Максим Бутин,заместитель генерального директора Фонда капитального ремонта Санкт-Петербурга: «Так, извините, через 12-15 лет вам необходимо будет выполнять тоже какие-то виды работ».
— Так через 12-15 лет мы и сложимся с соседями. Нет?
— А вы думаете, через 12 лет у вас будут такие, если вы начнете через 12 лет начнете собирать?
— То есть там сумма настолько огромная, что лучше заранее?
— Конечно. Средняя стоимость ремонта фасада, например, 8-я Советская, 41, где мы с вами находимся, порядка 7 млн. рублей.
И это только фасад. А еще капитальный ремонт предполагает восстановление или замену внутренних коммуникаций, лифта и его шахты, крыши, подвалов, фундамента.
А теперь подсчитаем, сколько мы платим за этот самый капремонт. Итак, с января этого года 8 — 9 рублей за квадратный метр — в зависимости от года постройки и наличия лифта в доме. Точную цифру по своему дому можно уточнить в интернете.
Для сравнения, берем старый фонд — все тот же дом №41 по 8-й Советской 1906 года постройки, без лифта. Общая жилая площадь — 2361 кв.м., умножить на 8 рублей 50 копеек с квадратного метра, получается, что ежемесячно жильцы собирают чуть больше 20-ти тысяч рублей или почти 241 тысячу рублей в год.
А теперь относительно новый фонд — моя пятиэтажка по Юнтоловскому проспекту 53, корпус 4 2014 года постройки. Общая жилая площадь — 15 913 кв.м. Умножаем на 8 рублей 75 копеек. И 140 тысяч рублей в месяц или 1,6 млн. рублей ежегодно. Неплохо. Вот только у нас в доме 10 лифтов, раз в 10 больше длина коммуникаций, площадь фасада и крыши. А значит, и итоговая цифра по смете будет тоже в 10 раз больше.
И касается это не только жилых домов, но и исторических особняков, театров, а тем более сооружений, с которых когда-то начинался град Петра.
Александр Колякин,директор государственного музея истории Санкт-Петербурга: «Даже мы, еще раз повторяю, бюджетная организация тратим огромные средства на приведение в порядок фасадов как Петропавловской крепости, так и восьми филиалов, которые разбросаны по всему городу. Я глубоко убежден, что и все петербуржцы, которые любят свой город, которые гордятся этим городом, безусловно, должны вносить свой посильный вклад».
Николай Цискаридзе,ректор Академии русского балета имени А.Я. Вагановой: «Очень сложно жить в городе-музее. Очень сложно. Давайте выйдем на Фонтанку, и вы увидите большое количество действительно фантастически красивых особняков, которые находятся в чудовищно плачевном состоянии. И это требует немалых денег, абсолютно немалых денег, чтобы спасти это».
Пока собственники будут собирать необходимую на ремонт сумму, здание может рухнуть. Оперативно компенсировать недостающие средства и провести работы помогают Фонд капитального ремонта, федеральный и региональный бюджеты.
Александр Беглов,губернатор Санкт-Петербурга: «Идут большие дотации на обслуживание жилого фонда, вы все это прекрасно знаете, большие дотации по транспорту. И нам в укор ставят, потому что на сегодняшний день капремонт больше в Ленинградской области, чем у нас. У нас проблема в чем – это лифтовое хозяйство, отремонтировать все лифты, я не говорю уже о других делах, о сложных фасадах, это большая проблема. Поэтому здесь спекуляций не должно быть, нужно с пониманием к этому относиться».
В 2020 году на проведение работ по капитальному ремонту в Петербурге предусмотрено 3 млрд. рублей, еще миллиард пойдет на реставрацию фасадов особой сложности.
А что же соседи? В Финляндии владелец квартиры площадью 75 кв. м. в доме середины прошлого века постройки ежемесячно в переводе на наши платит около 30 тысяч рублей за коммуналку, 5000 из которых идут в фонд будущих ремонтов.
Отдельная история — капремонт труб. Стоимость 57 тыс. рублей за кв.м. или более 4-х млн. рублей с все тех же 75-ти квадратных метров. Благо раскошелиться придется не сразу. Совет дома берет в банке кредит, сумму разбивают на 25 лет и включают в квартплату — ещё примерно по 14,5 тысяч рублей в месяц. Государство не вмешивается.
Испанцы ежегодно платят за капремонт примерно 140 тысяч рублей. Причем помимо цены самого капремонта, около 35 тысяч рублей собственники перечисляют государству – за лицензию на право проведения работ.
Фабио Мастранджело,художественный руководитель театра «Мюзик-холл»: «Самая большая разница между Европой и Россией – то, что здесь хотя бы правительство участвует в расходах, а в Европе – нет. Это просто ответственность всех жильцов. Поэтому, может быть, их надо научить, как».
В конце прошлого года стало известно о грядущем повышении взносов за капитальный ремонт в Петербурге. С 4-5 рублей за квадратный метр до 7-9 рублей — в зависимости от типа дома и наличия льгот у собственников жилья.
Виктор Борщев,председатель жилищного комитета Санкт-Петербурга: «Изначально, когда только началась программа, в 14-м году, взнос был определен 2 рубля. Это было, конечно, мало, но при этом единственный субъект Российской Федерации, это город Санкт-Петербург, принял решение тогда в пределах 7-ми миллиардов рублей выделить для софинансирования, для начала этой программы».
Даже после повышения Петербург остается городом с одним из самых низких взносов за капитальный ремонт. Например, москвичам ежемесячно приходится платить 18 с лишним рублей с квадратного метра, больше 9-ти рублей в квитанциях екатеринбуржцев и вологжан.
Владимир Гронский,директор мемориального музея А.В. Суворова, председатель комиссии по культуре и СМИ общественной палаты Санкт-Петербурга: «Строительные материалы дорожают. Кровельное железо подрожало более чем на 60%. Фасадная краска – на 80%. Радиаторы для отопления – на 43%. Естественно, тот минимальный уровень, который был обеспечен в городе достаточно продолжительное время на капитальный ремонт, он не соответствуют реальным ценам сегодняшнего дня».
Кроме того, изменилась технология ремонта. Например, фасады «панелек» теперь штукатурят и красят полностью, а не только на стыках панелей. К тому же работы ведутся комплексно – крыши чинят одновременно с фасадом, отопление и канализацию – с водоснабжением. Выявленные в ходе приемки недочеты подрядная организация обязана устранить за собственный счет.
Александр Беглов,губернатор Санкт-Петербурга: «Мы со строителями договорились, поставили их в жесткие условия. Это гарантийный срок на фасад – 5 лет. 5 лет. В течение 5-ти лет они за свой счет, если какие-то дефекты обнаруживаются, должны исправить. 5 лет. Поэтому они сейчас стараются, потому что потом им придется тратить свои собственные деньги. А что такое – где-то обвалилось или еще что-нибудь, люльку надо ставить, машину – это все дорого. Это не просто так. Но это их проблемы. Поэтому самое главное, чтобы они делали всё по технологии».
К слову, увеличение минимального ежемесячного размера взноса на капитальный ремонт в Петербурге позволит увеличить объемы выполняемых работ. Кроме того, многоквартирные жилые дома теперь оснащают автоматическими системами погодного регулирования, благодаря которым жильцы могут экономить на оплате за отопление.
Юрий Щербаков,обозреватель: «Любой город — живой организм, который с каждым годом становится на год старше — стареет и изнашивается. Для того чтобы вернуть Санкт-Петербургу былое великолепие и поддерживать его в должном состоянии, требуются не только большие вложения, но и пристальное внимание. Задача эта сложная и важная. Работать еще есть над чем. И эта работа находится под особым, губернаторским контролем».