Поистине народный артист, всеми любимый Д’Артаньян, потрясающий актер, великолепный певец, преданный болельщик «Зенита» талантливый, обаятельный, энергичный — Михаил Боярский отмечает юбилей.

Про него сказано и написано очень много. Поэтому Михаил Сергеевич расскажет о том, что его волнует сам, а штрихи к портрету добавят родные и друзья. Те, кто каждый день видят его в обычной жизни и те, кто выходят с ним на сцену.

ТЕАТР

Михаил Боярский,народный артист России:

«Я не предаю тех людей, которые мне подали руку и привели на сцену. Таких, как Игорь Владимиров. Я им по гроб жизни обязан. Поэтому когда я понял, что он мне дает роли, что он взял меня в театр, позволяет играть с такими замечательными партнёрами, он отпускал меня сниматься в кино и сам со мной выступал в концертах. Я пришелся ко двору и должен был отблагодарить его чем-то. Чем? Верностью. Меня приглашал Марк Захаров, Доронина, Ефремов, но бросить Владимирова я не мог. Так поступать было нельзя. Нужно быть верным тому, кто в тебя поверил.

Остались хорошие впечатления от работы с Владимировым, это самое главное. С Леночкой Соловей мы встретились на сцене, я с удовольствием с ней работал, очень органичная, интересная, талантливая актриса, пьеса очень хорошая и я чувствовал себя очень комфортно, потому что никаких психологических сложностей, а в основном только удовольствие от того, что я делаю на сцене, потому что там, в общем, о любви, не совсем обычной, но о самом главном, о чем пишут драматурги.

Успех этого спектакля — драматургия. Ноэль Кауард — потрясающий драматург. И, конечно, постановка Олега Левакова, музыкальная ее структура, хороший подбор музыкальной палитры спектакля сыграли свою роль. Он очень плотно основательно поставлен, он не разваливался долгие годы, потому что был сцементирован хорошей режиссурой, музыкой и партнерами».

Анна Алексахина,народная артистка России:
«Мы играли в каких-то стойбищах оленьих, и туда летали на вертолете. И кроме того, мы каждый месяц играли в Петербурге и Москве. Хотя мы выпускали его на малой сцене. Еще Игорь Петрович нас на это благословлял. Потом все это переросло в Дворцы тысячные и эта была целая сфера нашей жизни. Мы все подружились, стали во многом близкими людьми. И дети наши на этом спектакле росли, бегали за кулисами».
Олег Леваков,народный артист России:

«Десять лет назад мы уже сочиняли спектакль ему на юбилей. И мы задумались: а не повторить ли нам тот опыт, потому что он был удачен. И стали подыскивать материал. Предлагали ему Островского, Сухово-Кобылина. Но его условие было таково: он не хотел бенефециировать, ему хотелось быть в ансамбле театра».

Михаил Боярский,народный артист России:
«На мой взгляд, это не имеет никакого отношения к юбилею. Мы играем возрастные роли с супругой. Так что это не бенефис мой, слава богу. Я не играю здесь никаких заглавных ролей, просто участвую в создании спектакля по пьесе Арбузова и персонаж мой тоже по плечу. Потому что ему как раз 70лет».
Олег Леваков,народный артист России:
«Название этой пьесы, оно вертелось долгие годы у меня лично для постановки, и мы показали ему эту пьесу. Он очень умилился, он был очень доволен тем, что ему не надо много слов учить, и по образу ему было интересно. Равно как было интересно, потому то у него в союзе Лариса Луппиан опять же».
Лариса Луппиан,народная артистка России:
«Миша выбрал. Ему предлагали на выбор еще две пьесы, где и роли побольше. Но он выбрал эту пьесу, потому что она очень милая. Давно в театре не было ничего милого, приятного, позитивного».
Олег Леваков,народный артист России:

«С Михаилом Сергеевичем работать одно удовольствие, потому что для меня он является эталоном работы с актером. Он не только слышит режиссера, он сам велит и предлагает очень многое относительно того образа, что он сейчас репетирует. С ним очень интересно. В два часа ночи звонок:

— А что если тут я сначала скажу «А», а потом «О»?

— Миша, какая разница?

— Нет, очень важно.

— Миша, говори как хочешь.

— Ага, спасибо, все.

Вот так он работает».

Михаил Боярский,народный артист России:
«Современный театр мне чужд, далек и не интересен, потому что там за основу берется не драматургия и поиски точного воспроизведения замысла драматурга, а мировоззрение режиссера, который его так видит. Мне не интересно, как он видит. Пусть он это расскажет своим родным и близким. Я давно не хожу в театр. Я примерно знаю, что это будет, и через 10 минут я оттуда уйду. Так, чтобы это было незаметно и не помешало действию. Я либо из-за кулис смотрю, либо из последнего ряда, заранее зная, что я уйду. Я знаю почерк режиссера. Но думаю, а вдруг я ошибаюсь? Нет, пока безошибочно».
Анна Алексахина,народная артистка России:
«Как он сидит в зале, как у него ходят желваки. Я часто его наблюдала его на просмотре того, что ему категорически не нравится. Но он ходит по несколько раз. Он сидит, он мучается, он пытается пробиться но остается при своем».
Михаил Боярский,народный артист России:
«Забыли самое главное, что было у самых главных ценителей театре, у Шекспира, у Лопе де Вега,у Мольера, у Булгакова, у МХТ, у «Современника» — попытка вызвать сочувствие, очень нежные, тонкие чувства, которые руководят человеком, это гораздо интереснее, чем замыслы. Театр помогает в этом разобраться. А если он собирается удивлять, то надо идти в цирк. Там фокусник замечательный и ты удивишься: ой, кролик появился. В театре не удивлять, сочувствовать надо. Это начинают забывать».
Анна Алексахина,народная артистка России:
«Он театр обожает, для него это святое. Он об этом не любит говорить, но он театральный ребенок. Он вырос за кулисами. И он к театру относится свято. Когда рушатся традиции, на которых он вырос, это его детскую ментальность очень трудно поменять. То, чем ты восхищался всегда, тебе трудно поменять эти взгляды».
Михаил Боярский,народный артист России:
«Если бы был Владимиров, Товстоногов и другие режиссеры, которые дадут высказаться, я бы с удовольствием принимал участие в этом, но сегодня я такой возможности не вижу. Не что я не смогу что-то сыграть, хотя и это влияет на выбор моей дальнейшей судьбы, но нет тех, с кем бы хотелось работать».

КИНО

Михаил Боярский,народный артист России:

«Я не понимал, что схватил бога за бороду, когда получил роль Сильвы. И только потом я осознал, что больше такой современной драматургии мне никогда не попадалось. Вампилов — это человек, который нас прочитал всех насквозь и смог это выразить в драматическом произведении. Это великий драматург и всем, кто играл его произведения понятно, к чему они прикоснулись.

Я еще в Театральном институте играл в пьесе «Тартюф», поэтому когда меня пригласили на роль, я знал всю пьесу наизусть. Это было очень легко. Ведь многие артисты не читали ролей, которые им предлагались. А я уже знал все настолько, что получал от этого удовольствие, и мне было все равно кого играть: Даниса. Аргона или Тартюфа, потому что я был в материале. Но удалось все конечно только благодаря Гладкову. Потому что такая финальная песня подвела черту под всем, что я делал с крупным восклицательным знаком.

Во-первых, не каждому дано такое счастье сыграть самого прекрасного мужчину во всей литературе. Наверно у кого-то есть свои герои, но Д’Артаньян стоит выше всех на несколько голов. Он молод, азартен, влюблен, ради дружбы готов на все, смелый, честный, отважный и так далее. Пока ты не прочел «Трех мушкетёров», у тебя нет ни любви, ни дружбы, ни азарта. Я отнесся к этому профессионально, но без ожиданий того, что это будет самая главная роль в моей жизни. Но поскольку так случилось, я благодарен судьбе за это. Мне нечего стыдиться».

СЕМЬЯ

Лариса Луппиан,народная артистка России:

«На сцене он партнер и тот человек, которого он играет. А в жизни Миша — муж. Мы можем поговорить в антракте, что надо в магазин сходить, хлеба купить. А встречаемся на сцене — и мы опять те персонажи, которых мы играем.

Поскольку мы очень часто встречаемся на сцене театральной Мише постоянно кажется, что я его критикую. Я действительно очень зловредная, придирчивая, и мне часто что-то не нравится. И я порой себя сдерживаю. Но бывает, что я что-то высказываю ему, и его это раздражает.

Мы объединены семейно, мы с друг другом советуемся, мы ценим друг друга и уважаем. Мы собираемся вместе. Но, тем не менее, каждый живет своей жизнью общественной, социальной. И я очень рада, что мои дети нашли себя».

Сергей Боярский,депутат Государственной Думы РФ:
«Он был настолько суровый на вид, что ему ругаться не нужно было. Он мог так посмотреть на тебя таким строгим взглядом, что уже все было понятно. Я во основном воспитывался мамой и бабушкой. А отца использовали как устрашающий фактор: вот когда он приедет… Я побаивался отцовского гнева».
Лариса Луппиан,народная артистка России:
«Скорее, строже была я. Михаил Сергеевич был не то, что строгий, он очень любил детей. Но, во-первых, у него было мало времени, а потом, было много друзей. И он очень много времени проводил вне дома, с друзьями».
Сергей Боярский,депутат Государственной Думы РФ:
«Я часть бывал за кулисами в театре Ленсовета, когда не с кем было оставить. Я помню прокуренное насмерть помещение, громкий смех актеров. Все такие воодушевленные, игривые. Мне давали какую-нибудь баночку с гримом, я с ней играл, смотрел, как делают прически, как надевают костюм».
Лариса Луппиан,народная артистка России:
«У нас такая семейная традиция. Мы день рождения празднуем в двенадцать часов ночи, поскольку все очень заняты. И мы день рождения почти никогда не празднуем день в день, мы всегда работаем, все заняты. В 12 часов тот, кто дома мы под звон часов открываем шампанское и поздравляем с днем рождения и дарим подарки. А если кто-то в отъезде, он ровно в 12 часов ночи звонит и поздравляет. Вот так мы и сделаем в ночь с 25-го на 26-е. Это будет наше празднование».

P. S.

Михаил Боярский,народный артист России:
«Я ощущаю эту тяжелую ношу: знать, что самое лучшее уже за бортом. Осталось очень мало на палубе людей, с которыми можно пообщаться. Тем больше ценишь их. Но все равно груз прошедшего за плечами очень сильно давит. Позвонить становится некому, выпить не с кем, повспоминать очень сложно с кем. Но так устроен мир, так свершилось, что позвонили в дверь и сказали: «Привет, тебе 70!» Про меня, что ли, сейчас сказали? И вдруг понимаешь: это твоя участь, твоя судьба».