- Автор идеи и режиссер: Александр Щербаносов
- Автор сценария: Светлана Мосова, член Союза российских писателей
- Текст за кадром читает народный артист России Валерий Кухарешин
В Курортном районе Петербурга, на берегу реки Сестры есть посёлок, граничащий в северо-восточной части с Ленинградской областью. И надо сказать, что граница ― это особенность данного исторического района, название которого звучит загадочно ― Белоостров.
Ещё карелы называли это место Валгасарь, что означало «белый остров». Но вот вопрос: почему ― остров? И почему ― белый? Версий много ― и все романтические.
ГЕОРГИЙ КОТОВ,житель посёлка Белоостров: «Есть одна из версий, что часть Белоострова расположена на холме, и, когда низкий туман опускается на эту местность, то возвышенность торчит, как из облака, и выглядит, как белый остров».
ИРИНА РЕБАНЕ,житель блокадного Ленинграда: «Старожилам кажется, что, по весне на болоте появлялось какое-то растение (названия не знаю) с белыми, словно из ваты, цветами — и всё вокруг было бело!»
Но самая распространенная версия связана с черёмухой, щедро растущей в мае по берегам реки Сестры: жители уверяют, что в пору её цветения весь поселок погружается в белый цвет ― отсюда и название.
АЛЕКСАНДРА ОЛЕНЕВА,депутат муниципального совета МО посёлок Белоостров: «Считается, что это одно из самых «черемушных» мест в нашей стране, и даже во всем бывшем Советском Союзе. Однако скептики эту версию не подтверждают, потому что исторически Старый Белоостров, (та деревня, которая дала название нынешнему району) очень далеко от русла находится — в 4-х километрах».
Действительно, существуют два Белоострова ― Старый и Новый.
Старый Белоостров сегодня представляет собой огромную территорию садоводства, которое возникло после войны, и нынче ничто не напоминает о том, что именно в этих местах начиналась история посёлка.
АЛЕКСАНДРА ОЛЕНЕВА,депутат муниципального совета МО посёлок Белоостров: «На самом деле, здесь земли были заселены еще пять тысяч лет назад. На раскопках археологи находят керамические черепки в районе болота. Курганы есть и в районе Белоострова и в районе Дюбунов. Несколько тысяч лет до нашей эры здесь жили люди».
Первые упоминания в летописи о деревне Валгасарь (Белый остров) относятся к тем временам, когда эти земли входили в Водскую пятину Великого Новгорода. В деревне жили крестьяне, занимались земледелием, здесь была построена лютеранская церковь святых Петра и Павла ― увы, этот красивый старинный храм был утрачен в годы Великой Отечественной войны.
Как сообщают исторические документы, деревня Белый остров была большая и вполне самодостаточная.
СЕРГЕЙ МЕЛЕХИН,краевед: «Деревня имела статус таможенной, то есть пограничной. Была своя таможенная застава, была почтовая станция, была даже маленькая тюрьма — такой СИЗО, полицейский участок».
А Новый Белоостров появился в конце XIX века, когда была построена железнодорожная станция с великолепным деревянным вокзалом, которую назвали по ближайшей деревне ― «Белоостров». И вскоре рядом со станцией образовалось дачное поселение, получившее, в свою очередь, именование по станции. Таким образом, получилось два Белоострова. И тогда деревню-прародителя стали называть Старый Белоостров, а поселение возле станции ― Новый Белоостров.
Новый Белоостров не зря приглянулся дачникам ― кругом великолепные леса, озёра, а со временем в посёлке появились и летний театр, и кинотеатр, и библиотека, то есть до революции дачная жизнь в этих местах радовала.
ГЕОРГИЙ КОТОВ,житель посёлка Белоостров: «Это место примечательно тем, что здесь протекает река Сестра, по которой проходила первая северная граница Новгородской Руси. В 1323-ом году об этом было заключено между Новгородской Русью и Швецией. Практически до Великой Отечественной войны река сестра выполняла эту функцию».
До 1918-го года река Сестра была границей между Великим княжеством Финляндским и остальной территории Российской империи, в которую Финляндия входила. Финны так и называли реку Сестру ― Раяйоки, что в переводе означало «Пограничная река».
СЕРГЕЙ МЕЛЕХИН,краевед: «В общем, границ-то особо не было. Это все равно что в соседнюю республику поехать. На территории Финляндии у многих петербуржцев были дачи. Это было очень модно. Репино, Солнечное, Комарово — это все территория Финляндии».
Примечательно и то, что Белоостров оставался многонациональным: здесь жили и русские, и финны, и эстонцы.
ИРИНА РЕБАНЕ,житель блокадного Ленинграда: «Моя мама была финка, папа — русский, мама здесь же, в Белоострове, родилась. Белоостров был не сплошной, как сейчас, а разделенный на деревеньки: Я родилась в одной из таких — Соболевке. Была еще деревня Александровка…»
В деревне Александровке жили рабочие знаменитой в те времена бумагоделательной фабрики Александра Ольхинá, чьё имя и получила деревня. В память о ней нынче названо Александровское шоссе.
Супруга Александра Ольхина, Елизавета Кайданова, была владелицей Белоостровской вотчины; она построила Троицкую церковь, которую старожилы хорошо помнят.
ИРИНА РЕБАНЕ,житель блокадного Ленинграда: «Это была большая церковь! Настоящая, старинная…»
В советское атеистическое время многие церкви, как правило, были закрыты для богослужения, эта участь не миновала и Троицкую.
ИРИНА РЕБАНЕ,житель блокадного Ленинграда: «После революции это был уже не храм… Там стояли лошади».
А в войну от здания Троицкой церкви не осталось и следа. Впрочем, нет: след остался.
СЕРГЕЙ МЕЛЕХИН,краевед: «В начале 2000-х краевед М. А. Логунцов, который занимается Белоостровом, нашел следы фундамента этой церкви и по своей инициативе установил там деревянный поклонный крест».
И теперь это живая память Белоострова.
Жизнь рано или поздно всё расставляет на свои места. Например, после революции посёлку Белоостров решили дать новое название, идейно выдержанное — Красноостров.
ГЕОРГИЙ КОТОВ,житель посёлка Белоостров: «Скорее всего, название «Белоостров» ассоциировалось с Белой гвардией и поэтому было решение переименовать поселок в Красноостров, что более соответствовало духу времени».
Название не прижилось ― и в скором времени историческое имя посёлку вернулось. После провозглашения независимости Финляндии в 1917 году и до 1940-го года река Сестра продолжала оставаться границей ― но уже между Финляндией и Советским Союзом. И, как рассказывают старожилы, в реке Сестре нельзя было ни купаться, ни рыбу ловить.
ИРИНА РЕБАНЕ,житель блокадного Ленинграда: «К ней даже подходить нельзя было, потому что было установлено заграждение — 8 рядов проволоки. Здесь же уже была погранзона, все было обнесено. Мы с трудом туда попадали, должны были паспорт предъявлять».
Невероятно, но в этой погранзоне, на месте нынешнего вокзала, построенного в середине прошлого столетия, в 1934-м году был сооружён совершенно другой вокзал ― грандиозный, монументальный. Его строительство курировал лично Сергей Миронович Киров.
ГЕОРГИЙ КОТОВ,житель посёлка Белоостров: «Как ни странно, выглядел он почти как Финляндский вокзал. Можно подумать — почему? Кажется, маленький поселок, а такой роскошный вокзал был построен. Ну, надо вспомнить, что это были ворота страны, это был въезд в Советский Союз из Финляндии. Огромный вокзал — визитная карточка страны».
ИРИНА РЕБАНЕ,житель блокадного Ленинграда: «Шикарный вокзал. На втором этаже, ресторан красивый был. Мы с папой ходили специально посмотреть, из любопытства».
В Великую Отечественную войну вокзал был разрушен. И не только вокзал: линия фронта проходила через Старый Блоостров и Новый Белоостров, здесь шли жестокие бои. Но к ним готовились: ещё с начала 30-х годов на этой территории строили оборонительную линию долговременных огневых точек ― КаУР (Карельский укреплённый район). На Тупикóвой улице сохранились обломки мощнейшего ДОТа, который в народе называли «Миллионер»: считалось, что на его строительство потратили миллион рублей (огромная сумма по тем временам).
СЕРГЕЙ МЕЛЕХИН,краевед: «Во время войны финны его заняли, они выбили наших и в течение трех лет сидели в этом доте. И вплоть до 1944-го года нашим никак не удавалось прорваться, что, в принципе, показало надежность этого оборонительного сооружения. Только вот при Выборгской наступательной операции в 1944-ом году методом полного разрушения дота удалось их выбить: прямой наводкой стреляли в одно и ту же точку нескольких часов. И тогда только потихонечку в конце концов наш советский военный бетон треснул, снаряды стали попадать туда, и всё — финны ушли. Но, уходя, они подорвали его изнутри, поэтому одни обломки остались».
От посёлка тоже одни обломки остались ― война не пощадила Белоостров ― ни Старый, ни Новый…
СЕРГЕЙ МЕЛЕХИН,краевед: «Здесь вся местность представляла собой лунный пейзаж: фактически пустошь, вся изрытая воронками».
АЛЕКСАНДРА ОЛЕНЕВА,депутат муниципального совета МО посёлок Белоостров: «Да, после войны здесь не сохранилось вообще ничего. Как вспоминают местные жители, возвращались — и на месте домов, где когда-то жили, были только воронки, обломки, развалины. Поселок начал строиться практически с нуля».
А на месте полностью уничтоженного войной Старого Белоострова возникло садоводство, со временем оно разрослось и ныне представляет собой обширную территорию, застроенную дачами с садами и огородами, но память о войне, разрушившей прежний Старый Белоостров, хранит воздвигнутый здесь мемориал «Сад мира», который входит в «Зелёный пояс славы».
Память о прошедших боях хранят и знаменитые Сестрорецкие болота, которые входили в систему Карельского укрепрайона. Сегодня они имеют статус особо охраняемой природной территории. Необычно красивое место.
АЛЕКСАНДРА ОЛЕНЕВА,депутат муниципального совета МО посёлок Белоостров: «Болото очень древнее. Статус заказника оно приобрело в 2011-ом году, совершенно недавно. До этого территории были неосвоенные и непроходимые. Только местные жители могли по каким-то тропинкам и сопкам пробираться, собирать грибы и ягоды. Лоси, лисицы — такая живность тут обитает. Три четверти этих земель — торфяники, поэтому пройти сложно, но местные, конечно, знают тропы».
Местные жители знают не только тропы на болоте, но и тропы в прошлое. Многое унесла война, но остались бесценные воспоминания жителей, остались старые чёрно-белые фотографии ― эти уникальные документы времени, осталась большая удивительная история этой древней земли ― малой родины большого Петербурга.
Смотрите программу «Бочарная слобода» на сайте телеканала «Санкт-Петербург».
«Малые родины большого Петербурга» – специальный проект об исторических районах города, с их настроением и культурной средой. Историю места и времени вместе с авторами программы рассказывают петербуржцы: старожилы, краеведы, писатели, артисты, художники.
Следите за новостями в твиттере @topspb_tv
Предлагайте темы новых программ: m.rodini@topspb.tv
Пишите с хэштегом #topspb_tv и #малыеродины