Сотни музеев, десятки театров, концертные площадки, библиотеки. Петербург привыкли называть культурной столицей, хотя мы, жители города, конечно, часто относимся к этом с холодным спокойствием. Тем не менее, такого количества мест, где одновременно и создают, и потребляют искусство, кажется, у нас в России больше нет. Культура для Петербурга – не просто одна из сфер городской жизни, это, можно сказать, градообразующий институт. Его поддержка и развитие – одна из важнейших задач. И она находится под губернаторским контролем.
Петербург – самый читающий город России. Это общепризнанный факт, звание он получал не раз. Что не удивительно для города, где творили Пушкин, Гоголь. Достоевский, Ахматова. Неудивительно, что здесь так трепетно относятся к книгам и чтению. Летние и рождественские «Книжные аллеи», библиотеки. Сейчас это модные и креативные общественные пространства. Вот один из примеров – библиотека в Красногвардейском районе. Получить книгу посетитель может сам, сдать и вовсе, не заходя внутрь. Работает специальный приемник. Вместо читального зала – лаунджзоны, вместо неудобных стульев – пуфы и диваны. В залах большие окна, минималистичный дизайн и свобода передвижения.
Анастасия Белоногова,заведующая Библиотекой «Куб»: «Мы старались в каждом пространстве сделать его комфортным и в то же время нацеленным на определенную работу. У нас, например, нет читального зала в классическом понимании, зато у нас везде расширены подоконники. И в зеленом зале больше собираются взрослые, здесь потише, здесь можно поработать, на пуфах удобно почитать».
Эта библиотека уникальна и тем, что помимо традиционных мест для чтения, где должна царить тишина, есть пространства, где можно говорить, играть, шуметь. Потому непоседливым малышам, таким как София, здесь только рады.
Марина Лозовик,посетитель библиотеки: «Мы обрадовались, практически сразу записались. Записалась я. Сегодня первый раз посетила с ребенком. Удобно получилось, мы коляску здесь смогли оставить, раздеться. Выбрать нужные книжки. «Маленький принц» для малышки».
Губернатор Петербурга поставил задачу, и она уже реализована. Подобные библиотеки есть во всех 18 районах Петербурга. Это места, где классическая и современная культуры органично сочетаются, не препятствуя друг другу.
Вот еще один из примеров, где сочетаются классические формы и современные технологии. Музей обороны и блокады Ленинграда. Интерактивная экспозиция с мультимедийным пространством, но на старом месте — в Соляном переулке. Преображение музея проходило под личным контролем губернатора.
Александр Беглов,губернатор Санкт-Петербурга: «Сегодня ветераны, жители блокадного Ленинграда отстояли в очередной раз наш с вами музей — Музей обороны и блокады Ленинграда. Огромное вам спасибо за это и низкий поклон».
Многие петербуржцы поддержали идею губернатора сохранить музей на прежнем месте. Здесь он открылся еще 1946 году. Сейчас о возможном переезде никто уже не говорит. С помощью современных технологий и инсталляций, так понятных нынешнему молодому поколению, в Соляном постарались передать масштаб трагедии тех страшных блокадных дней.
Елена Лезик,директор Музея обороны и блокады Ленинграда: «Нам очень нравится, посетителям нравится, что здесь можно погрузиться в атмосферу. В окнах мы видим образы жителей блокадного города».
И эта экспозиция будет расширяться. Губернатору Александру Беглову удалось договориться с бывшим собственником – Министерством обороны.
Александр Беглов,губернатор Санкт-Петербурга: «Мы договорились с Минобороны, что часть помещений они безвозмездно передадут музею. Тем самым расширится экспозиция музея, а прописка останется старой».
А жилплощадь увеличится. В итоге экспозиция будет занимать 20 тысяч квадрантных метров. А учитывая, что жители блокадного города до сих пор пополняют музей новыми экспонатами, посудой, одеждой, дневниками, эти площади необходимы музею как воздух.
Петербург – культурная Мекка нашей страны. И об этом говорит не только общее впечатление горожан и туристов, но и сухая статистика. В почти 6-миллионном – несколько тысяч культурных площадок. Итак, у нас есть. Больше 100 театров. Эрмитажный театр, основанный в конце 18 века, и сейчас сохранился почти в том виде, в котором им наслаждались зрители в царскую эпоху. Около 90 библиотек, первую основали еще в 1714 г. Библиотека Академии наук появилась по указу Петра I как библиотека Его Величества. И, конечно, Петербург – город музеев. Только по официальной статистике их в городе больше 200. Первый музей – конечно, Кунсткамера. Величественный Эрмитаж хранит одну из величайших коллекций мирового искусства, в том числе, работы Леонардо да Винчи, Рембрандта и Ван Гога. А в Русском – самая большая коллекция отечественного искусства в мире. Тут вместе Рублев, Репин и Малевич.
Петербург и создавался императором как город-вызов, город-прорыв. Таким он и остается. Первый музей появился в Российской Империи в городе на Неве. Именно при Петре I театр из придворного превращается в народный. А общедоступной сцена становится при его дочери — Елизавете Петровне. Идея собрать все лучшие образцы отечественного искусства тоже нашла воплощение на берегах Невы. Лучшие художники учатся и работают здесь, в Академии художеств.
Даже в самые страшные годы блокады ленинградцы идут слушать 7-ю симфонию Шостаковича. Искусство выше страха, сильнее голода. В послевоенные годы снова подъем. Быть ленинградцем априори означало быть культурным, интересующимся новыми веяниями, человеком. Лучшие образцы оперы и балета – на сцене Кировского театра, спектакли Товстоногова на сцене БДТ – вершина отечественного драматического искусства, золотой век ленинградской культуры.
Петербург с его общепризнанным статусом культурной столицы, пожалуй, самое подходящее место для Культурного форума. Он уже в 8-й раз проходит на берегах Невы. 37 тысяч участников, 350 мероприятий. Форум собирает экспертов из почти сотни стран, чтобы в промозглом дождливом ноябре на берегах Невы обсудить ее — культуру. Как всегда главный вопрос – роль денег в культуре и гармоничное сочетание прошлого и будущего.
Александр Беглов,губернатор Санкт-Петербурга: «Мы рассчитываем, что форум будет способствовать привлечению инвестиций в культуру Петербурга: и в классические форматы, и в современные проекты. Прежде всего, нам необходимы инвестиции в исторический центр. Здесь особенно важно выставить правильный баланс между сохранением и развитием».
Этот баланс и пытаются найти: в правительстве — финансовой поддержкой и указами, на местах — репертуаром, творчеством, идеями. Подходы и мнения самые разные.
Владимир Мединский,министр культуры России: «Цифровые технологии обретают смысл в руках того, кто ими пользуется. Как известно, с помощью топора можно построить памятник мировой культуры без единого гвоздя — Кижи, например. А можно произвести известно что с помощью того же топора. Я, как вы понимаете, Достоевского имею в виду».
Покрас Лампас,художник: «Петербург хочет развиваться, здесь тоже поступают интересные предложения. Конечно, здесь немножко сложнее делать из-за большого культурного бэкграунда, фасадов зданий и пространств, которые охраняются. И, собственно, это была часть дискуссии на Культурном форуме, как это изменить, как на это повлиять и какую точку диалога можно найти».
Николай Цискаридзе,ректор Академии русского балета имени А.Я. Вагановой: «Искусство находится в руках менеджеров. Это катастрофа, это надо пресекать. И пока это не будет пресечено, в театре не будет ничего хорошего. Не будет никогда и ни в одном».
Петербург, как говорят эксперты, стал местом сборки различных идей. Мы вроде бы и смотрим на Запад: театры и музеи работают по традиционной европейской модели. Но в то же время и сохраняем свою особую идентичность. Не без взгляда на восток, конечно. Страной гостем форума в 2019 году стал Китай. И нас с поднебесной связывает немало. В Эрмитаже — самая крупная коллекция китайского искусства. Исторические параллели очевидны.
Михаил Пиотровский,директор Государственного Эрмитажа: «Там висит шпалера, которую привез еще Петр I в Россию, потом ее увезли в Италию, он дарил в Италию китайские вещи, а потом обратно купили. Так что у нас круговые связи. Часы «Павлин» делались для Китая, остались здесь».
Вместе мы и в танце. Артисты из Пекина выступают на сцене Детского театра Бориса Эйфмана. Это, кстати, одна из самых ярких площадок не только в Петербурге, пожалуй, во всем мире. Имя ее создателя навсегда войдет в историю как имя человека, сформировавшего Новый балетный язык. И этот язык тоже сформирован на берегах Невы.
Борис Эйфман,народный артист России, художественный руководитель Театра балета Бориса Эйфмана: «Выявлять таланты, приобщать детей к высокому искусству. Без этого, понимаете, очень сомнительно наше будущее. Я вспоминаю слова Сергея Михалкова: «Сегодня дети, а завтра народ». Вот мы за этот народ завтрашний в ответе».
Театр станет местом, где репертуар будет состоять из спектаклей студентов. Сами ученики с детства погружены в атмосферу искусства. Они в одном месте изучают как основы хореографии, так и математику и физику. Никаких поблажек. Настоящий артист должен быть по-настоящему образованным человеком.
Александр Беглов,губернатор Санкт-Петербурга: «Ваш труд – как труд бурлаков. Это коллективный труд, коллективная учеба. Тащить такую огромную на себе нагрузку, которая называется «искусство» и радовать людей – это действительно огромный труд. Хочу вам пожелать успехов и удачи».
Учитывая театральную историю Петербурга, не удивительно, что итоги театральной олимпиады – события, которое стало одним финальных аккордов года театра, объявленного президентом России Владимиром Путиным, подвели именно на берегах Невы.
Валерий Фокин,художественный руководитель Александринского театра, народный артист России: «Она вышла за пределы Санкт-Петербурга, и программа олимпиады развернулась по всей стране. От Владивостока до Калининграда, до Приморья, до Сибири. Вы можете себе представить: театр из Барселоны побывал в Магадане! Это само по себе событие чрезвычайное».
Своими впечатлениями от спектаклей олимпиады поделился премьер-министр Дмитрий Медведев. На Культурном форуме в Петербурге он провел встречу с культурной элитой.
Дмитрий Медведев,председатель правительства РФ: «Мы должны сделать максимально много для того, чтобы театральное искусство в широком смысле этого слова стало доступным для молодых людей, причем в самом широком смысле этого слова. Имею в виду посещение театров, возможные трансляции и, конечно, поддержку театров».
Премьер-министр поставил акцент на вопрос, который касается детских проектов. В Петербурге они без внимания не остаются. Сейчас в школах активно обновляют музыкальные инструменты. Валерий Гергиев предлагает идею создать хоровые отделения в школах, как это было в Ленинграде.
Константин Сухенко,председатель Комитета по культуре Санкт-Петербурга: «В рамках текущего года будет потрачено более 140 млн. рублей. И это нам позволит переоснастить 15 образовательных учреждений. Мы уже заключили все контракты, поставлено все оборудование. Можно говорить, что в этом году вся эта работа уже завершена, и это очень радует нас, потому что мы лет 10 до этого практически музыкальные инструменты не закупали».
Так что теперь музыка даже в обычной школе может стать уроком, который изменит жизнь ребенка. И вполне возможно скоро мы увидим новых выдающихся музыкантов, хореографов, современных художников и писателей. На это вдохновляет будто бы сам город. Он создан для искусства. А значит, в золотой летописи культуры Петербурга можно смело оставить фразу: «продолжение следует».
Анна Безкровная,корреспондент: «Петербург – это место, где рождаются культурные коды и смыслы. Мы своеобразная фабрика вдохновения, если не для всего мира, то для всей страны точно. Для Петербурга культура – это такая же, не менее важная отрасль, как промышленность. И, что показательно, мы живем не только богатым историческим наследием. Продолжаем создавать все новые концепты. Важно, чтобы у творцов не было ни идейных, ни финансовых, ни бытовых преград. Вопрос, как это решить, находится под губернаторским контролем».