Не стало Ирины Богачевой. Выдающаяся оперная певица, она в 25 лет дебютировала в Мариинском театре, на долгие годы став его главной звездой. Выступала на самых знаменитых мировых сценах: от миланского Ла Скала до лондонского Ковент-Гардена.
В репертуаре Ирины Богачевой были главные оперные партии для меццо-сопрано. То, что называют золотым фондом мировой оперы — Трубадур, Аида, Кармен. Она могла выбрать любой город и любой театр, но, гастролируя по всей планете, никогда и не думала уезжать из своего Ленинграда, Санкт-Петербурга. Здесь она пережила все тяготы блокады, здесь почти 40 лет преподавала в Консерватории, возглавляя кафедру сольного пения.
Настоящий почетный гражданин Петербурга, она и свой юбилей праздновала в городе на Неве. На большой концерт в честь Ирины Петровны в Филармонии приехали ее ученики со всего мира. И, конечно, она пела сама… А незадолго до этого мы записали последнее большое телевизионное интервью с Ириной Богачевой — о жизни, городе и творчестве.
Павел Богданов,корреспондент: «В начале вашей карьеры у Вас были разные варианты. И я знаю, что Вас прочили в театральный институт».
Ирина Богачева,народная артистка СССР: «Да, это было так. Я занималась в «Художественном слове» с Ефимом Изовицким, он обожал, когда я ему читала монологи из больших произведений. И когда он меня привел в театральный институт в 10 классе, там мне сказали: «Так она живая Екатерина из «Грозы». Но я занималась и одновременно пением с бывшей певицей Мариинского театра. И она мне сказала: «Никакой драмы, у тебя голос, у тебя музыкальность, ты должна быть только в опере». И повела меня в Консерваторию, и там тоже сказали: «Она наша!». И взяли без всяких разговоров. Я в себе чувствую одновременно и певческий, и драматический талант. Иначе нет смысла выходить на сцену, если тебе нечего сказать».
Павел Богданов,корреспондент: «Вы сами вспоминали, что Вам приходилось не только учиться в техническом вузе, но и чуть ли не уборщицей подрабатывать. Это так?»
Ирина Богачева,народная артистка СССР: «Это было страшно смешно. Я была уже лауреатом какого-то конкурса, а потом шла подметать полы в Театр комедии. Но меня это никогда не смущало. Я понимала, что я это делаю, чтобы жить нормально. А что делать, если нет других средств? Я всегда делала то, что должна, и до сих пор так».
Павел Богданов,корреспондент: «У Вас огромный репертуар. Но одна опера сыграла особую роль. Это «Пиковая дама». Потому что Вы ее услышали, когда в первый раз были в Мариинском театре».
Ирина Богачева,народная артистка СССР: «Да я еще в школе училась, была на этом спектакле и видела Софью Петровну Преображенскую, которая меня потрясла, потому что я занималась пением. Я решила, что обязательно поступлю в Консерваторию и поступлю в Мариинский театр. И добьюсь того, чтобы петь эту партию. А через некоторое время, когда я уже была солисткой Мариинского, я встречаю Софью Петровну в режиссерском управлении и она мне говорит: «Кто эта девочка? Богачева? Знаешь, я тебя с собой перепутала… Дают Реквием Верди по радио, я слушаю и говорю своим дочкам: «Я пою». А они мне: «Мама, это не ты поешь!». «Как не я? Наверное, я то знаю». «Нет, мама. Ты помнишь, с кем пела Реквием?». «Я пела с Нинкой Серваль». «А это-то поет Ковалева, ты не могла с ней петь. Это 0Богачева поет с Ковалевой. Знаешь, я была потрясена. Молодец!»
Павел Богданов,корреспондент: «Я знаю, что Вы свой дебют описывали чуть ли не как провал».
Ирина Богачева,народная артистка СССР: «Я начала петь романс Полины на полтона выше. Но я не могла услышать. Ведь для меня был такой шок — выступать на сцене Мариинского. Мне суфлер говорит: «Ты не слышишь музыку? Ты давай послушай оркестр, ты на полтона выше поешь. Соберись!» Но для меня это был пустой звук. На полтона выше я и продула весь романс Полины, но больше со мной такого не случалось».
Павел Богданов,корреспондент: «Вы учились вместе с Еленой Образцовой?»
Ирина Богачева,народная артистка СССР: «Да, на одном курсе».
Павел Богданов,корреспондент: «А дружба возможна в вашей области?»
Ирина Богачева,народная артистка СССР: «Во всяком случае, мы готовились к экзаменам всегда вместе. На Желябова собирались, обкладывались шпаргалками и шли на экзамены. У нас были большие успехи, и педагоги говорили: «Да ну их, поставим пятерки. Они же поют на сцене, дают концерты». И мы с Леной сдружились. А потом меня сначала пригласили в Мариинку, а Лену — в Большой. А я не могла уехать. Тут могилы родителей, тут все. И я счастлива, что всю жизнь провела в этом потрясающем городе!»
Павел Богданов,корреспондент: «О другом городе у Вас не такие хорошие впечатления. Я прочитал, что на конкурсе в Рио-де-Жанейро Вас чуть ли не хотели отравить».
Ирина Богачева,народная артистка СССР: «Но это же всегда бывает, когда большой конкурс, большое состязание. Нас привезли на пароход и сказали: «Вам будет дано блюдо с угощениями. Я что-то съела… Хотя я была беременна, на восьмом месяце. Мне было так плохо, мне говорили: «Ты не можешь петь, тебя все время рвет, у тебя что-то происходит с горлом». Софья Петровна побежала в аптеку, меня поили лекарствами. Как-то оклемалась утром и пошла. Это был третий тур, и на третьем туре — полная победа и первая премия! Помню, сижу на матрасе в конце зала. И Иванов, потрясающий баритон из Большого театра, который был в жюри кричал: «Да где же эта Богачева? Я ее найти не могу». Я выбегаю: «Здравствуйте!». «Ты же победитель! Что ты здесь сидишь на матрасе?»
Павел Богданов,корреспондент: «Какую Вы партию вспоминаете с наибольшей теплотой?»
Ирина Богачева,народная артистка СССР: «Конечно, Кармен. Для меня был экзамен на всю жизнь. Приехала группа из Югославии. Там был и дирижер, и режиссер, и балетмейстер-испанец. И мы три месяца репетировали. Каждый день. Танцы, дирижерские и режиссерские занятия, самой надо заниматься с концертмейстером. Я думала, что просто не выдержу, это было так сложно. Зато получился такой спектакль, что попасть на него было невозможно. От Сенной площади спрашивали билеты, чтобы попасть».
Павел Богданов,корреспондент: «У Вас большая семья. Случается ли так, что вы собираетесь все вместе?»
Ирина Богачева,народная артистка СССР: «Это бывает не очень часто, но пару раз в год бывает все-таки».
Павел Богданов,корреспондент: «Наверное, в этот момент вы ощущаете себя самым счастливым человеком?»
Ирина Богачева,народная артистка СССР: «Да, хотя бывают моменты и большего счастья. Вот на сцене, когда это произошло, что всем это понятно и всем это интересно, все это с удовольствием принимают, и ты чувствуешь, что сделал все как нужно. Самое главное — это искусство. Мы для этого рождены, мы это чувствуем, мы должны все время в себе это переживать. И мы должны жить не ради этого, не потому, что мы должники. Мы живем ради этого».