Дарья Патрина:&nbsp
«Улица. Шляпа. Или коробочка. Прохожие, которые превращаются или не превращаются в зрителей. Такому театру более двух тысяч лет, но его продолжают называть не традиционным. Петербург — российская столица уличных театров». 

 Самые старые уличные театры современной России родом из Петербурга. Самый масштабный российский фестиваль уличных театров проходит в Петербурге. И горожане города на Неве чаще сталкиваются с уличными артистами, потому что их выступления сопровождают и дни города, и книжные ярмарки, и ночи музеев. Недавнее открытие театральной Олимпиады в Петербурге тоже прошло на улице. Уличных артистов начали приглашать и модные креативные пространства города. Что же такое современный уличный театр?

— Город больной. Больной на голову. Город экстримальный.
— Что это вы тут устраиваете, мешаете жильцам.
— Просто щелкнуло что-то, до слез. Понял — это мое.
— Ревнуют, конечно ревнуют немного друг друга.


Обращаясь к истории уличного театра, мы не будем заглядывать вглубь веков, в античность, не вспомним дионисийские шествия, балаганы на соборных площадях и комедию дель арте. Мы даже оставим за пределами рассказа Петрушку, ряженых и традиции Масленицы. Мы начнем сразу со второй половины 80-х годов прошлого века. Для многих участников программы это время, которому они были свидетелями, и однако же их мнения об истоках современного российского уличного театра значительно разнятся.

Наталья ФИССОН,заслуженная артистка Российской Федерации, художественный руководитель и ведущая актриса театра «Комик-Трест»:
«Я считаю, что флагманом был мой учитель Слава Полунин. На излете Советского Союза, на деньги тогда еще партии и комсомола он сделал мега-проект, привезлучших и провез их по городам».

В 1989 году Вячеслав Полунин уже был легендарным советским клоуном и мимом. Театр «Лицедеи» он организовал в 1968 году, а к середине 80-х их «грустная канарейка» гремела на всю страну. 

Организованный Полуниным «Караван мира» случился накануне падения Берлинской стены и пражской бархатной революции. Вряд ли клоуны и мимы были катализаторами политических процессов, но правда в том, что современный российский уличный театр зародился именно в тот момент — момент невероятного единения с Европой и миром. И зародился там, где базировались «Лицедеи», где уже были и школа, и ученики, то есть в Ленинграде. 

Наталья ФИССОН,заслуженная артистка Российской Федерации, художественный руководитель и ведущая актриса театра «Комик-Трест»:
«Молодежь закипела. Это все было очень интересно, это начало большую волну. И, окончив театральный институт, мы тоже начали экспериментировать. После первого спектакля уехали на Запад».

Театральное товарищество «Комик-трест» одним из первых, в 1991 году, «рвануло» в сторону улицы. В 1993 году появился еще один легендарный уличный театр Петербурга — «Странствующие куклы господина Пэжо».

Анна ШИШКИНА,художник, художественный руководитель театра «Странствующие куклы господина Пэжо»:
«Нет, наш театр никак не связан с влиянием Полунина. Полунин — прекрасный и большой художник, но они вышли на улицы со сцены. А мы, да — мы родились на улице! Мы играли на улице. В 90-е годы это, кажется, было особенно важным. В острой недостаче всего вдруг появилось что-то спонтанное, чудесное и карнавальное. Кстати, в шляпу тогда часто клали еду».

Развитие не было последовательным. Первое поколение петербургских уличных артистов активно работало и выступало на западе. Второе поколение — начала «тучных нулевых» — было вдохновлено «заезжими гастролерами».

КИРИЛЛ КОСОВ,художественный руководитель театра «Со-Творение»:
«Я увидел миссионерскую служение. Люди через пантомиму рассказывают библейские истории. Я увидел, насколько это просто, понятно. Я не знал их языка, но все, что они показывали, я понимал. У меня взорвалось что-то внутри, я понял, что это то, чем нужно заниматься, что нужно делать».

Однако, чтобы ни толкнуло артистов на улицу, фокус в том, что с улицы их теперь не выгонишь. В Петербурге, где, по статистике, всего 60 солнечных дней в году насчитывается более 20 театров, которые называют себя уличными. У многих из них есть не только репетиционные базы, но и сцены. Есть репертуар, который вполне вписывается в замкнутые пространства. И все же при каждом удобном случае эти театры стремятся обратно под открытое небо.

ОЛЕГ Скотник,актер театра «Странствующие куклы господина Пэжо»:
«В каждый спектакль художник закладывает такое понятие, как небо. Оно всегда присутствует в наших спектаклях. Есть такой термин — эйр-специфик. Это когда уличные театры непосредственно работают с пространством. Люди, которые каждый день ходят на работу, вдруг застают что-то внезапное. Они видят, что что-то произошло, что здесь происходят необычные вещи, и это обновляет их восприятие»

И еще есть термин «стритабельность». Возможность спектакля трансформироваться в предложенных условиях. Сыгран ли он в парке, на рыночной площади или на фоне индустриальной кирпичной стены — меняется лишь интонация представления. Спектакль живет в любых условиях. Ветер, автомобили, птицы, дождь — обыгрывается каждая деталь предложенного места и времени.

Наталья ФИССОН,заслуженная артистка Российской Федерации, художественный руководитель и ведущая актриса театра «Комик-Трест»:
«Наверное, в России еще существует стереотип, что на улице работают неудачники. Но для цирка «Дю Солей» в резюме 11-12 лет на улице – это огромный плюс. Значит столько с этого жили. Это высокий уровень актера».

Артист уличного театра — как человек-оркестр. Он владеет многими навыками и техниками. Умение импровизировать — одно из главных. Отсутствие или разрушение «четвертой стены» — основное качество уличного театра. А в остальном он может быть разным.


Анна ШИШКИНА,художник, художественный руководитель театра «Странствующие куклы господина Пэжо»:
«Уличный театр, как и любой театр, он бывает скучный, интересный, концептуальный, развлекательный, профессиональный, любительский и в принципе он даже бывает хороший и плохой, всё, как в больших драматических театрах».

На открытии Театральной олимпиады уличные артисты из Франции, Германии, Польши и Нидерландов захватили площадь Островского, выбрав фоном для выступления историческое здание Александринки. Падающие старухи, летающие барабанщики, плывущий через толпу Одиссей. Петербуржцы еще раз увидели качественный европейский уличный театр.

Николай Рощин,главный режиссер Александринского театра, режиссер-постановщик Церемонии открытия Театральной олимпиады в Санкт-Петербурге:
«Они вроде бы говорят — никаких проблем, все хорошо, мы даже поддерживаем, можем соединиться с другим театром. Но при этом просят, чтобы театр не начинал раньше, чтобы внимание туда не ушло, или они убрали декорацию. Они ревнуют, конечно, друг друга».
Бартек Ценява,актер Театра «КТО» (Польша):
«В Германии есть два русла — тяжелого, очень серьезного и комедийного, легкого. В стране, где не очень легко живется, театр занимается важными вещами. А где все хорошо, можно и развлекаться».
Сергей Мардарь,актер Александринского театра, приглашенный артист театра Titanic (Германия):
«Европейский театр более остро-социален, что у нас не приветствуется. Там политика — это часть жизни. У нас политики и политических вопросов сторонятся. Не особо популярный у нас такой театр. А там это в порядке вещей. А так, в принципе. Особых различий нет. Музыка правды везде одинакова».

Уличный театр многолик и в сюжетах, и в формах. От масштабных, эффектных и технически сложных представлений до изящных сольных номеров. Он может быть волшебным, заразительно смешным, необъяснимо грустным или необыкновенно красивым. У уличного представления даже может не быть драматургии.

Наталья ФИССОН,заслуженная артистка Российской Федерации, художественный руководитель и ведущая актриса театра «Комик-Трест»:
«Как странно — люди в стиле картин Магритта стояли на озере в котелках. Это был не спектакль, а картина. С искусственными утками. Это было загадочно. Или ходили огромные люди-аисты на ходулях мимо кустов».

Что-то подобное мы увидели на лужайках Елагина острова — жирафов театра Павана. А потом столкнулись с архаикой, зайдя в сценический фургон итальянского Театри Мобиле, где странствующий театр есть дом для трех поколений уличных артистов.

Мария ди Барбиери,актриса Teatrimobili (Италия):
«Мы путешествуем по миру, потому что наш театр — это трейлер. Мы едем куда хотим, и нам не нужна сцена. Даже там, где нет театра, мы даем представления, ведь наш автобус – это наше сценическое пространство».

Там же, на фестивале уличных театров, мы видели выступление одного из лучших российских клоунов Сергея «Паганеля» Давыдова.

Сергей «Паганель» Давыдов, художественный руководитель театра «Микос» (Москва): 
«Мы себя не сдерживаем! Улица, театр, цирк – везде можно найти момент смешного, кайфушки нашей».

На фестивале мы стали свидетелями и того, как петербургские зрители разматывают шесть километров веревок, натянутых южнокорейским режиссером Галмаэ.

Galmae,художник, режиссер (Южная Корея):
«Меня часто спрашивают, есть ли разница между уличным искусством в Европе и в Корее. Отвечаю: нет. Уличное искусство обращается к человеку, а люди везде одинаковые».

Наталья ФИССОН,заслуженная артистка Российской Федерации, художественный руководитель и ведущая актриса театра «Комик-Трест»:
«Наши первые спектакли — экшены, всякие хеппенинги — мы делали во дворе «Бродячей собаки». Выбрасывали матрасы, кричали из окон. Соседи сначала поддержали, а потом позакрывали окна».

Выходы первых артистов на улицы Петербурга вызывали в горожанах, мягко говоря, недоумение. Но время течет, и что-то меняется. В шляпу, в этот обязательный атрибут уличного театра, по-прежнему падают монеты или купюры, реже — трогательные записки.

КИРИЛЛ КОСОВ,художественный руководитель театра «Со-Творение»:
«На улице уличный театр, который потом просит денег в коробочку или в шляпу — это не от жиру совсем. Им бы на косточку заработать. Особенно если это классный коллектив, если их несколько человек. За то время, что они выступают, они зарабатывают три-четыре тысячи. Ну что это такое. А каждый день им нельзя играть спектакли, ты выхолащиваешься и не можешь творить».
Анна ШИШКИНА,художник, художественный руководитель театра «Странствующие куклы господина Пэжо»: 
«В конце каждого спектакля мы ставим шляпу. Для нас это знак того, что мы не прорываемся в будущее, не делаем толчок в модерн. Мы театр, который очень комфортно чувствует себя в ритуале. В связи с прошлым. Поэтому шляпа напоминает нам о том, кто мы есть».
Наталья ФИССОН,заслуженная артистка Российской Федерации, художественный руководитель и ведущая актриса театра «Комик-Трест»:
«За эти годы российский зритель очень изменился. Когда мы только начинали, вытащить человека из зрительного зала была грандиозная проблема. Сейчас зритель уже готов к контакту, к общению, все уже привыкли к интерактивным театрам».

Сергей «Паганель» Давыдов, художественный руководитель театра «Микос» (Москва): 
«Мы не имеем права идти на поводу у публики. Мы как дирижеры должны использовать. Сегодня я недоволен. Доволен тогда, когда можно музыку из этого делать». 


Если в 90-х годах пионеры уличного театра в России искали подходящие форматы, чтобы выйти на улицу, то теперь мы наблюдаем движение от обратного. Технологии и приемы улицы интегрируются в сценические эксперименты академических театров. «Три толстяка» Андрея Могучего, спектакли Яны Туминой, «Донка. Послание Чехову» Даниэля Финци Паски. В XXI веке уличный театр, которому более двух тысяч лет, снова оказывается невероятно актуальным и востребованным. Чистоту формы он охраняет в фестивальных заповедниках и там же множит число поклонников.

КИРИЛЛ КОСОВ,художественный руководитель театра «Со-Творение»:
«На фестивале уличных театров «Елагин парк» очень теплая публика. Зритель как будто жадный, как будто голодный, это очень круто!» 

Петербургских театров, которые позиционируют себя как уличные, наверняка, хватило бы утолить наш зрительский голод. Возможно, мы попадали бы на уличные представления чаще, если бы артистам было легче проходить этапы административных согласований. 

Дарья Патрина:&nbsp
«Петербург — столица уличного театрального движения. Но даже здесь до последнего времени этот праздник на наших улицах встретишь не каждый день. Только сейчас мы можем рассчитывать на случайную встречу. Например, у арки Главного штаба. Пусть пока это совсем простые формы, но это формы уличного театра. Уличный театр обращается напрямую к нашим эмоциям. Как будто возвращая нас в детство, в то время, когда мы могли радоваться простым и ярким вещам, замирать от восторга, искренне удивляться и верить в чудеса».