- Автор идеи и режиссер: Александр Щербаносов
- Автор сценария: Светлана Мосова, член Союза российских писателей
- Текст за кадром читает народный артист России Валерий Кухарешин
Этот посёлок на берегу Финского залива возник в начале 20-го столетия. В советское время он вошёл в состав города Сестрорецка, сохранив графское имя.
Этой землёй с середины XIX века владели графы Стенбòк-Фермòры, а последним хозяином был наследник этого знаменитого рода ― граф Александр Владимирович, чьё имя и получил посёлок. Изначально он назывался не Александровская, а Александровский. Почему название посёлка претерпело изменение?
ВИКТОР ФЁДОРОВ,краевед: «До сих пор не удалось понять почему поселок «поменял пол». На картах начала ХХ века написано «Александровский». В какой момент это произошло? По всей видимости, в конце 30х, начале 40х. Именно это спасло поселок от изменения названия. В советский период было забыто, что был граф Александр ― каким-то образом информация была потеряна, изъята из документов; название было изменено на «Александровская». Все подумали, что он назван в честь одноимённой платформы. Это чудо спасло имя графа. Жители поселка гордятся этим названием».
Раньше здесь была не просто платформа, а вокзал, построенный в середине прошлого века, и многие жители Александровской его помнят.
ТАМАРА КРЯЖЕВА,член Совета ветеранов Курортного района Санкт-Петербурга: «Я вокзал очень хорошо помню. Это здание имеет далекое прошлое. Когда мы сюда приехали в 60-е годы, оно существовало. Этот вокзал был большой. Можно было укрыться от ветра, и касса у нас была, теперь уже по-другому. Но, слава богу, сохранилось название «Александровская». Мы очень рады».
ОЛЕГ ГАНУСИНЕЦ,заведующий библиотекой посёлка Александровская г. Сестрорецка: «Хотя поселка Александровская не существует (это историческое название, мы относимся к городу Сестрорецку), местные жители всегда говорят: «Мы из Александровской». Все равно этот топоним сохраняется».
Местные жители — это истинные патриоты. Гордятся они не только историческим названием посёлка и платформы, но и самим посёлком…
ГАЛИНА МУРАВЬЁВА,ветеран труда, труженик тыла: «Я очень люблю свой поселок. У нас такой хороший поселок, такие были хорошие люди, особенно после войны, да и потом тоже. Сразу после войны же я поселилась. Всё было прекрасно. Александровская, мне кажется, самый хороший район».
Безусловно, одно из достоинств посёлка — это близость к городу. Ленинградцы с удовольствием ездили сюда и в отпуск, и на выходные — это была старая, добрая традиция. В Александровской их ждали лес, грибы, ягоды, чистый воздух и, конечно, Финский залив, который вдохновлял людей искусства тогда, вдохновляет и сегодня.
ИРИНА БОГАЧЁВА,народная артистка СССР: «Ничего красивее, проще, но красивее (если не говорить о Черном море, еще о каком-то) нет. Это холодный залив, но ты всегда чувствуешь воду, всегда чувствуешь оттуда ветер, всегда чувствуешь жизнь. Вода, ветер, леса — фантастика!..»
И названия улиц здесь красивые: Большая Купальная, 1-ая Луговая, 2-ая Луговая, Ручейная улица, Ручейный переулок… А ещё в посёлке есть улицы-линии…
ВИКТОР ФЁДОРОВ,краевед: «Его даже кто-то в шутку называл «Наш Васильевский остров». 10 линий до сих пор существуют».
А это проспект Красных командиров. Говорят, в своё время красные командиры тоже почтили своим вниманием эти дивные места, однако первоначально улица называлась по титулу бывшего владельца земли ― Графская.
Сам же граф Александр Стенбòк-Фермòр, надо сказать, разорился и уехал за границу, а земли были проданы под дачные участки. Началась в Александровской новая жизнь. Вот что сообщает путеводитель 1911-го года: «Александровский посёлок ― посёлок зимогоров <…>. Почта и телеграф. Молочная ферма». Сегодня на месте молочной фермы широко раскинулось дачное садоводство. А вот зимогорами называли тех, кто проживал на своих дачах круглый год.
Есть и такая особенность Александровской: железная дорога делит посёлок на две части и получается верхняя Александровская и нижняя. Впрочем, старожилы этого разделения не приветствуют.
ОЛЕГ ГАНУСИНЕЦ,заведующий библиотекой посёлка Александровская г. Сестрорецка: «У местных жителей практически нет разделения на верхнюю и нижнюю Александровскую. Говорят: «Я живу за дорогой, выше дороги или ниже дороги». Но поселок – это одно целое».
Тем не менее новые дачники всё активней заселяют именно верхнюю Александровскую (или ту, что «за дорогой», как говорят жители), хотя нижняя ближе к заливу. Дело в том, что нижняя часть посёлка во время наводнений нередко находится под угрозой.
ТАМАРА КРЯЖЕВА,член Совета ветеранов Курортного района Санкт-Петербурга: «Дамба отчасти радует, потому что соединяет с другим берегом, с югом, а отчасти огорчает ― из-за неё у нас случаются наводнения. Например, 1-ая Луговая, 2-ая Луговая, Ручейная затапливаются. Наводнения в Александровской напоминают об истории деда Мазая и зайцев. Такая красота!.. Вы дома, а под окнами плещется залив, выходит из берегов».
Для жителей посёлка, их Александровская «и в непогоду дорога», как в песне. Центром посёлка, как это издавна повелось в любом поселении, является Торговая площадь. Здесь всегда шумно и многолюдно. Культурным же центром посёлка по праву считается библиотека, которой уже больше 70-ти лет. Здесь и книги читают, и кружки ведут, и творческие вечера проводят. Духовный центр посёлка находится здесь. Этот удивительно красивый храм Рождества Пресвятой Богородицы был построен уже в новые времена ― в начале 21-го века.
ОЛЕГ ГАНУСИНЕЦ,заведующий библиотекой посёлка Александровская г. Сестрорецка: «Уникальность его состоит в том, что он сделан в древнерусском стиле. Его купол напоминает шлем рыцаря. Весь он очень строгий, устремлён вверх. Лучи солнца, падающие в верхние окна, создают необычайный эффект. Такой маленький, небольшой, камерный храм, который в престольные праздники не может вместить всех желающих».
До 90-х годов прошлого столетия, посёлок отличался от других поселений социальной инфраструктурой.
ГАЛИНА МУРАВЬЁВА,ветеран труда, труженик тыла: «У нас были в поселке Александровская: кинотеатр, почта, поликлиника, библиотека в том же кинотеатре, три магазина… Придешь, мяса любого выбирай! Всего полно: хлеб, булка мягкая ароматная ― не нанюхаешься! Какие были батоны!.. Александровская — это изюминка всего нашего курортного района. Да что курорт! У нас Александровская и без него хороша!»
Можно лишь добавить, что в ленинградское время в посёлке были и летние детские сады, и аптека, и даже милиция. Сегодня от былых времён остались лишь всеми любимая библиотека и спортивная школа Олимпийского резерва имени Владимира Коренькова, которая вырастила олимпийских чемпионов и тем прославила свой посёлок.
Украшением посёлка всегда были старинные русские дачи. Увы, уцелели они далеко не все. Например, утрачено здание, которое краеведы называют «дачей Зѐльтена», ― она стояла у железной дороги и слыла «визитной карточкой» посёлка. Сегодня же «визитной карточкой» стал вот этот красавец ― дом Гѐрбиха. И он, к счастью, не одинок.
ВИКТОР ФЁДОРОВ,краевед: «У нас остались 4 дома. Каждый имеет свою определенную архитектуру: дача Гербиха — в шведско-немецком стиле, дача Шредера на 2-ой линии ― в правильном русском стиле северного модерна, на 3-ей линии до сих пор удивляет и потрясает дача адвоката Антоневича… Хорошо, что, несмотря на утраты, она почти не изменилась. В отличие от неё, дача Гербиха разобрана и собрана заново с учетом особенностей современных материалов. Очень важно отметить дачу купца Чубанова (Приморский проспект, дом 250), которая, хоть и ближе к Тарховке, но всё-таки на территории посёлка Александровская. В её фасаде до сих пор остаются элементы ковки, до сих пор существуют флюгера. Это так называемый «русский терем» ― модерн с элементами древнерусской архитектуры. Много домов за последние 20-30 лет было разрушено».
На бывшей Графской улице (ныне проспекте Красных командиров) находится ещё одно уникальное старинное здание. Его называют «маленькой жемчужиной».
ВИКТОР ФЁДОРОВ,краевед: «Этот дом ― торговая лавка. Он до сих пор действует как магазин, им пользуются люди. Его помнят деды и прадеды и показывают маленькому ребенку: «В этот дом ходил твой дедушка, твоя бабушка». Его фасад, конечно, немного изменился, осовременен, но общий вид с башней, с элементами окон и крыши до сих пор показывает, какими были торговые лавки в начале XX века».
В нижней Александровской тоже есть достопримечательность ― вот это здание, не раз, правда, перестроенное, но тоже с историей.
ТАМАРА КРЯЖЕВА,член Совета ветеранов Курортного района Санкт-Петербурга: «В нижней Александровской самое примечательное здание на берегу залива, с колоннами. Оно было одноэтажным. Говорят, там жили военные. Потом, конечно, они получили квартиры и уехали. Там еще сохранились остатки гранитного фундамента. Рассказывают, что там были пруды, что это была целая огромная усадьба».
ОЛЕГ ГАНУСИНЕЦ,заведующий библиотекой посёлка Александровская г. Сестрорецка: «В нём находилась резиденция морского офицера, морского чиновника в Кронштадте. В годы войны он выполнял, естественно, оборонительные функции. Там были огневая точка, дот, располагался пограничный наряд. Позже, в 50х годах был снят пограничный наряд и здание использовалось как общежитие для военных моряков».
Нынче же в этом здании размещается отель. Александровская меняется ― таковы законы времени. Появляются новые дачи, а с ними и новосёлы. Многие из них становятся зимогорами, проживающими здесь круглый год ― так хороша и благодатна эта земля.
ИРИНА БОГАЧЁВА,народная артистка СССР: «Вот эта дружба с лесом, с водой, красотой Александровской меня очаровывает. Для меня огромное счастье, что мы с мужем здесь живем уже более 27 лет. Не хочется больше никуда. Мы имеем, конечно, возможность поехать в Испанию, в другую страну ― не хочется. Пусть даже не такое будет жаркое лето, не такое море, но все равно! Это родное, близкое, очень важное ― меня всегда привлекает. Я всегда с удовольствием возвращаюсь сюда!..»
ВИКТОР ФЁДОРОВ,краевед: «Здесь живут люди, которые любят этот поселок, которые интересуются его историей. Здесь хорошо, и, мне кажется, какая-то атмосфера дачи начала ХХ века плавно перешла в начало XXI».
Всё возвращается на круги своя. Хотя имени посёлка «Александровская» официально не существует, оно живёт, а значит, будет жить и его история, потому что название, как известно, это код нашей памяти.