• Автор идеи и режиссер: Александр Щербаносов
  • Автор сценария: Светлана Мосова, член Союза российских писателей
  • Текст за кадром читает народный артист России Валерий Кухарешин

Пейзажи здесь удивительные и, прямо скажем, открыточные: вековые сосны, ели, валуны, песчаный берег Финского залива ― очарование и красота северной природы… Этот исторический район является последним посёлком курортного района Петербурга, за ним уже начинается Ленинградская область.
Название «Смолячково» было дано посёлку в 1948-м году в честь Героя Советского Союза Феодосия Смолячкова, снайпера, погибшего в Великую Отечественную войну в районе Пулково, ему было всего лишь 18 лет… В прежние же времена это была деревня Лаутарàнта, что в переводе с финского означает «Тесòвый берег», от слова «тёс», «тёсаная доска», которую применяли, к примеру, для обшивки судна. Возможно, когда-то в этих местах стояла лесопилка. Другой вариант перевода ― «Плотòвый берег». Вполне может быть, что здесь строили плоты или сам берег служил путешествующим гаванью.

НИНА ГРИГОРЬЕВА,краевед:
«Здесь жили в основном карельские рыбаки. Вот море рядом! И, конечно, оно штормило так же, как и сейчас, но у них были свои лодки, которые они пропитывали смолой, добытой здесь же — из вот этих самых сосен, что сегодня окружают нас. А когда мы увидим аллею старых елей, мы будем знать, что здесь находилось старое финское жилище, потому что язычники-финны защищали себя от злых духов именно елями. Как доказательство здесь эти ели сохранены». 

А надо сказать, история этих мест оставила нам много загадок. Например, в этом чудесном парке есть огромный камень, на котором написано всего лишь одно слово ― «Февраль».

НИНА ГРИГОРЬЕВА,краевед:
«Какая заботливая рука поставила этот огромный валун, обтесала и по-русски написала «Февраль», а дальше ничего? Февраль был только один – февраль 1918 года Это тот февраль, когда была самая жестокая в истории Финляндии белофинская гражданская война, когда население этого маленького поселка под названием Лаутаранта разделилось на красных и белых финнов. Здесь было место захоронения кого-то из красных финнов. Ничего другого, кроме трагедии белофинской гражданской войны в феврале 18 года, быть здесь не могло».

Как известно, в разные времена на этой древней карельской земле было множество войн и сражений ― всё это трагические страницы истории…

СЕРГЕЙ СЕРГАЧЁВ,краевед, исследователь:
«Дело в том, что эта территория всегда была территорией споров: шведов — с русскими, русских — с финнами, советских — с финнами. Поэтому волны боевых действий, которые здесь проходили, сметали всё, в том числе и дачи, которые, к сожалению, не сохранились… На этой территории было много дач, построенных петербургскими архитекторами, но волны иммиграции, случившиеся в начале прошлого века и уже перед финской войной, предопределили демонтаж этих дач, и эти дачи перевезли в Финляндию, к сожалению». 

А какие-то дачи и дома погибли уже в советское время, но местные жители о них помнят. 

ВАЛЕНТИНА ЮЖАВКИНА,пенсионер:
«Дома были очень красивые. Таких я больше не видела. Великолепные фасады, отделка хорошая, у них были наличники красивые, ворота красивые. Сломали, сожгли». 

Увы, не сохранилась и дача-мастерская замечательного художника Валентина Серова. В роковом 1918-м году она была разграблена, а затем сожжена немцами и белофиннами. Сегодня от дачи остался лишь фундамент. Но, главное, нам остались великолепные импрессионистские картины художника…  

СЕРГЕЙ СЕРГАЧЁВ,краевед, исследователь:
«В. А. Серов в Смолячково (Лаутаранте) написал одни из знаменитейших картин. Это «Купание коня», «Финляндский дворик» и, самое главное, «Похищение Европы». Вскоре в честь этой картины будет открыт памятник в Смолячково». 
НИНА ГРИГОРЬЕВА,краевед:
«Он иллюстрирует историю Петра I. Мы с вами видим мощную фигуру Петра, который шагает по золотой полосочке Финского залива». 

«В нынешнем веке пишут всё тяжёлое, ничего отрадного, ― говорил Валентин Александрович. ― Я хочу, хочу отрадного, и буду писать только отрадное!..» 
И на отрадное вдохновляла художника Лаутарàнта.

НИНА ГРИГОРЬЕВА,краевед:
«А его жена (О. Ф. Трубникова) говорила: «Воздух здесь получше, чем в Италии. Только жалко, что море мелковатое, чтобы покупаться нужно зайти очень далеко»…

Да, Финский залив известен своим мелководьем. Зато это во все времена было безопасно для купающейся детворы.

ВАЛЕНТИНА ЮЖАВКИНА,пенсионер:
«Тут все мель. Вот мы ходили, маленькие были. Идешь, идешь, конца края нет, никак не выйти на глубину…»

А ещё Смолячково знаменито усадьбой выдающегося учёного Владимира Михайловича Бехтерева. К сожалению, эту усадьбу, с нежным названием «Тихий берег», время тоже не пощадило… 

НИНА ГРИГОРЬЕВА,краевед:
«Сегодня, что нам осталось от имения «Тихий берег»? Осталась лиловая аллея, которую собственноручно посадил В. М. Бехтерев. Остались экипажные сараи с теми самыми засовами, которые существовали в его бытность. От большой дачи остался только фундамент, и то он уже зарос травой. Но осталась и маленькая дача, которая сегодня обживается его родственниками. Остался причал на берегу Финского залива. Из двух прудов остался один; из пяти колодцев — тоже только один. Если мы пройдем по территории, мы найдем то немногое, что расскажет о жизни великого ученого — В. М. Бехтерева».

А стоит вспомнить, что в своё время посёлок Смолячково-Лаутарàнта был частью большой деревни под названием Ино. Позже деревня разделилась на два посёлка ― Смолячково и Приветнинское. И самой главной исторической достопримечательностью Приветнинского является, разумеется, форт «Ино», первоначальное название которого было «Николаевский». 
Но вот уже сто лет — это не форт, а руины когда-то мощнейшего боевого укрепления, построенного перед Первой Мировой войной. А ведь когда-то форт «Николаевский» героически защищал Петербург от нападения неприятеля и с моря, и с суши. 

СЕРГЕЙ СЕРГАЧЁВ,краевед, исследователь:
«Территория форта приблизительно протяженностью 3 км и шириной от 750 м — до 1 км. Англичане считали, что это не форт, а цитадель. Кстати говоря, форт «Ино» входил в кронштадтскую цитадель. По идее, и до сих пор он должен принадлежать кронштадтской цитадели». 

И конечно же, таинственные развалины форта всегда были точкой притяжения для местной детворы… 

ВАЛЕНТИНА ЮЖАВКИНА,пенсионер:
«Я даже бегала в этот форт и по фортам бегала. И не только… Мы внутри — форт «Ино», «Николаевский» форт — мы внутри ходили. Там, что интересно, сохранилось электричество. Там были фонари. У нас такие фонарики были… На плоских батарейках. Сюда повесишь и побежали, понеслись. Еще стены полукругом. Белые стены были, очень чистые, и полы чистые. А выходы и сейчас сохранились, можно и попасть туда. Но в 18-ом году его взорвали…»
СЕРГЕЙ СЕРГАЧЁВ,краевед, исследователь:
«Стратегическое значение форта «Ино» было огромное. На нем держалась вся оборона Петрограда. Более того, когда велись переговоры между советским правительством и финским правительством, то предполагалось форт «Ино» оставить, как территорию советского государства, но финны не согласились. В результате боевых действий, которые здесь были, этот форт были вынуждены большевики разрушить, взорвать. Но свою задачу, как форт, он все-таки выполнил. По своей значимости форт «Ино» не имеет аналогов в мире. Он гораздо больше и сильнее, чем французский форт «Боярд» и другие. Нам есть, чем гордиться».

И наш долг — это сохранить для истории, для потомков. А после Великой Отечественной войны жизнь в Смолячково была нелёгкой и голодной, и спасала рыбацкую деревню — рыба. 

ВАЛЕНТИНА ЮЖАВКИНА,пенсионер:
«Пекли обязательно с салакой пироги. Мы голодные были, как собаки. Бегали, ждали, когда нам дадут пирожка…»

Территория была закрыта. Здесь две были заставы. На заставы мы, конечно, бегали. Мы с братом нашли пистолет в дупле. Один старшина узнал, что у нас пистолет есть, а мы играли. Еще «гранату» я нашла. Бабушкину толкушку швыряла с длинной ручкой. «Ну, давайте, обмен сделаем. Мы вам — фонарик, а вы нам — пистолет». Вот мы поменялись на трехцветный фонарик. Пистолет отдали. Даже были там коробки, маленькие такие коробочки, и пульки были цветные. Мы хотели пострелять, но ни разу не выстрелили.

Да, такая вот картинка послевоенного детства… Но время шло, и посёлок постепенно стал обустраиваться.

 НИНА ГРИГОРЬЕВА,краевед:
«Сегодня на фундаментах старых русских дач построена здравница, потому что именно здесь сразу после войны эти оставшиеся деревянные строения были оборудованы для отдыха блокадных ленинградцев. Потом поставили уже каменные строения, и сегодня есть пансионат «Восток-6», который находится прямо на границе с бывшей усадьбой В. А. Серова. Есть замечательный Дом отдыха ветеранов войны. Называется он «Красная звезда». 

В настоящее время «Красная Звезда» — это дом-интернат ветеранов войны и труда. А ещё в Смолячково есть Психоневрологический интернат №6 ― здесь проживают люди пожилого возраста: участники войны, жители блокадного Ленинграда и ветераны труда. Забота о людях золотого возраста, пожалуй, одно из главных достоинств посёлка Смолячково.
А в ленинградское время заботились и о детях: здесь были построены пионерские лагеря, для многих они остаются и по сей день лучшим воспоминанием детства. Это пионерские лагеря «Берёзка», «Юный строитель», «Варяг», «Альбатрос», «Дружба», «Буревестник», «Ласточка»… На переломе эпох часть летних детских садов и лагерей ушла в историю ― и это её печальная страница. Но в человеческой памяти всегда остаётся светлое…

ВАЛЕНТИНА ЮЖАВКИНА,пенсионер:
«Дома были все-все с садами. Везде сады, сады, сады, сады. Здесь же занимались в основном сельским хозяйством и рыболовством». 

Конечно же, рыболовство! Ведь Смолячково-Лаутаранта издавна слыла рыбацкой деревней. Кстати, в советское время в Смолячково работал знаменитый рыбсовхоз имени Ленина. А, казалось бы, где рыбсовхоз и где Ленин! 
Нынче рыбным промыслом занимается рыболовецкая артель, но в его названии-аббревиатуре «РКЛ» по-прежнему есть «Ленин»: Рыболовецкий кооператив имени Ленина (но, возможно, это уже бренд, то есть торговая марка, и ею дорожат.)
А в День рыбака здесь, по старой традиции, обязательно соревнуются в ловле рыбы и готовят смолячковскую уху. И говорят, рыбалка тут самая клёвая (в смысле, отличный клёв!), а уха самая вкусная!
Вот так живёт сегодня этот исторический район Петербурга Смолячково, чтит традиции этой древней земли и сохраняет память о её многовековой истории.