Город рек и каналов. Северная Венеция. Так называют Петербург, территория которого почти на 10% состоит из воды. А еще у нас уникальные набережные с потрясающими видами. Подобных нет нигде в мире. Но так далеко не везде. Часто берега петербургских водоемов – это автомобильные трассы, стихийные парковки, гаражи или промышленные территории, которые нуждаются в благоустройстве. И этот вопрос теперь под особым — губернаторским контролем.

Самая первая программа по благоустройству берегов в Петербурге появилась еще в середине 18 века по указу Екатерины II. Она потребовала «привести город в порядок и состояние, соответствующее столице пространного государства».

Реконструкция деревянных настилов началась отсюда, с Дворцовой набережной. Затем постепенно в гранит оделась вся центральная часть города. Тогда в приоритете были не общественные пространства, а транспортная инфраструктура.

В 18-м веке упор делали на водный транспорт, он считался самым удобным и быстрым. Но за два столетия все изменилось. Город рос и развивался. Узкие дороги в центре, предназначенные для конных экипажей, превратились в магистрали с плотным движением, а берега застроили предприятиями и торговыми комплексами.

Александр Беглов,временно исполняющий обязанности губернатора Санкт-Петербурга:
«У нас очень много рек, воды в городе, а подходов к ней нет. Надо благоустраивать эти территории, чтобы дать возможность людям подойти к воде, чтобы были пешеходные зоны, велосипедные дорожки, места отдыха и выгула собак и соответствующая инфраструктура».

Опыт можно позаимствовать за границей, где реки считают «душой» города и центром притяжения. Например, в Мадриде, в процессе реконструкции набережных, полностью пересмотрели систему общественного транспорта, поток автомобилей убрали на уровень ниже. В Шанхае, при благоустройстве берегов Янцзы, построили огромный развлекательный комплекс. Прогулочная зона разместилась на крыше. Или набережная Дуная в Вене, где непрерывные пешеходную и велосипедную дорожки пустили вдоль воды, для автомобилей – второй уровень. Примерно, как на наших Свердловской и Лейтенанта Шмидта. С одной лишь разницей – в масштабах всех береговых линий — это отдельные, небольшие участки.

Владимир Линов,архитектор:
«Задача стоит не усугублять проблему. Разделять автомобильные дороги и набережные такой мерой, которую часто применяют в разных городах, как устройство в 2 уровня. Верхняя – под автомобили, нижняя – пешеходная. И отсюда, например, автомобили надо изгонять, а набережные отдавать людям».

Ещё одним решением благоустройства набережных в центре города, по мнению экспертов, может стать превращение некоторых из них в пешеходные зоны. Так сделали во многих городах Европы. В нашем – это набережная Мойки и канал Грибоедова, где до сих пор главные участники движения – автомобили. Разойтись на узком тротуаре иногда невозможно.

Андрей Фёдоров,обозреватель:
«Про международный опыт благоустройства набережных поговорим с архитектором и урбанистом из Германии Барбарой Энгель. Добрый день! Вы не раз бывали в России, в частности в Петербурге. Как по-вашему мнению можно преобразить наш город?»
Барбара Энгель,урбанист:
«Это большой вопрос. Прежде всего, вам нужно развивать современный и комфортный общественный транспорт. Нужно создать такие условия, чтобы люди, выбирая трамвай или автобус, были уверены, что это удобнее и выгоднее. И, конечно, развивать велосипедные дорожки. Ни один европейский город не может похвастаться большими просторами, но если есть четкая программа, то все решаемо. Посмотрите на Страсбург, там недавно запустили трамвайное движение через весь город, и это эффективно решило проблему с большим количеством личного транспорта».

Программу по благоустройству набережных будут развивать в Петербурге. И не только в центре города. Ведь наши берега уходят далеко за его пределы. Пройдя по большой Неве на катере, можно увидеть и совершенно другие пейзажи.

Александр Беглов,временно исполняющий обязанности губернатора Санкт-Петербурга:
«Надо проехать, посмотреть, выявить всех собственников или всех, у кого находится это в аренде, и каждый кусок расписать. Кто, когда, зачем и почему. То есть, задача полностью сделать вело-пешеходную дорожку по всем набережным».

Общая протяженность набережных Санкт Петербурга – около 200 километров. При этом, историческими, которые одеты в камень и охраняются государством, считаются всего 40 из них. Остальные 160 – это берега малых рек, рукавов, притоков и каналов в разных районах. Именно они сейчас в поле зрения властей. И именно их будут благоустраивать в первую очередь.

В разработке у Комитета по градостроительству сейчас больше десятка проектов. В ближайшее время должны преобразиться берега нескольких участков Финского залива, Карповки, Большой Невки, Оккервиль, Охты и Смоленки. А также Большой Невы. Реконструкцию ждет и участок на проспекте Добролюбова, где набережную, согласно генплану восстановления Ленинграда, хотели построить еще в Советское время.

Во времена Советского Союза новых набережных вообще не строили. Пожалуй, единственный пример – Новосмоленская. Прилегающую территорию планировали превратить в огромный парк с памятником Петру I под названием «Окно в Европу». Но проект остался на бумаге. Вместо зелени, почти километр унылого гранита с редкими, для того времени, зелеными откосами, и первые в городе небоскребы «на ножках».

Часть набережных будет построена на территории еще одного отголоска СССР – так называемого «Серого пояса». На месте закрывшихся заводов и предприятий города ведется активная застройка. И это совершенно разные районы города. Новые дома появляются и на намывных территориях.

Владимир Григорьев,председатель Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга:
«Абсолютно справедливое замечание и правильное поручение временно исполняющего обязанности губернатора о том, что нам нужно серьезное внимание обратить на набережные. В том числе, с помощью средств застройщика. Для них это преимущество, чем для города в целом, их жилые комплексы приобретают другой вид. Это тот случай, когда интересы государства, города и бизнеса практически совпадают».

Один из таких удачных примеров — набережная Охты. Пока скамейки появились лишь на 700 метрах. В планах благоустроить 20 километров.

Евгений Разумишкин,глава администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга:
«Мы уже с урбанистами приступили, посмотрели, что можно, что хотелось бы, что востребовано жителями. И жители очень активно подключились. Они тоже хотят, чтобы река Охта стала благоустроенным, комфортным местом пребывания».

К решению проблем благоустройства других набережных Петербурга в Смольном предлагают подключиться горожанам. Идеи можно выдвигать через городскую программу «Твой бюджет».  Заявки можно оставлять в интернете.

Александр Беглов,временно исполняющий обязанности губернатора Санкт-Петербурга:
«Мы начали программу «Родной район», «Твой бюджет». Две системы, которые дают возможность жителям принять участие в общественном городском пространстве. И самое главное – дать рекомендации исполнительной власти, где что необходимо».

Набережные – это визитная карточка города. Поэтому любые трансформации повлияют на его дальнейшее развитие. Петербург стремится быть современным и одновременно комфортным.

Андрей Фёдоров,обозреватель:
«Набережные мегаполиса, которые всегда прятались от горожан за стройками, заводами, транспортными развязками и ресторанами, начали открываться. А у города появился четкий план, который должен изменить Петербург и подтвердить его статус морской столицы. Программа по благоустройству под губернаторским контролем».