• Автор идеи и режиссер: Александр Щербаносов
  • Автор сценария: Светлана Мосова, член Союза российских писателей
  • Текст за кадром читает народный артист России Валерий Кухарешин

Вот уже более трёхсот лет из-под вод Финского залива поднимаются эти знаменитые крепости-острова, неизменно восхищая взор и завораживая своей печальной и таинственной красотой… Южные форты, северные, береговые, островные ― все они входят в одну систему кронштадтской крепости. И первыми были возведены южные форты.

Надо сказать, что это вообще удивительное место ― поражает и сама кронштадтская дамба, и тот великолепный вид, который открывается с неё на эти крепости-стражи; и каждая из них ― единственная в своём роде.

ВИТАЛИЙ ПИРОГОВ,капитан I ранга в отставке, научный сотрудник филиала Центрального военно-морского музея «Кронштадтская крепость»:
«Это была идея Петра: большая крепость и вокруг маленькие форты, на острове и вокруг острова. Она на 100 лет опередила развитие крепостного строительства в мире».
ЛЕОНИД АМИРХАНОВ,краевед, издатель:
«Ничего подобного раньше не было. Это уникальное сооружение, аналога которому в мире нет. Есть какие-то отдельные, подобные конструкции ― форт Боярд, например, и в Англии что-то… Но такого единого комплекса, где 19 фортов, большая часть которых — острова, не было нигде и нет до сих пор».

Причём эти острова в заливе не простые, а рукотворные. Вот ещё в чём исключительность этих грандиозных оборонительных сооружений. И созданы они были для защиты Петербурга, дерзни враг напасть на город со стороны моря. Загородить проход для вражеских кораблей к строящейся Северной столице ― эта идея пришла Петру Первому во время Северной войны со шведами.

Почему первыми строили именно южные форты? А дело в том, что здесь проходит главный, самый глубокий фарватер, по которому шведские корабли могли бы пройти к острову Котлин. Кстати, это был тот самый легендарный путь «из варяг в греки», по которому и сегодня ходят корабли. Но вот что ещё поражает: как строили эти форты ― причём посреди воды!

ВИТАЛИЙ ПИРОГОВ,капитан I ранга в отставке, научный сотрудник филиала Центрального военно-морского музея «Кронштадтская крепость»:
«Прямо на льду собираются большие бревенчатые ряжи ― ящики. Заполняется все это камнем, песком. Все это постепенно через прорубь опускается на дно. То есть сделали ящик, насыпали камень, он немножко погрузился. Его тут же нарастили, снова насыпали, снова, снова… Пока вся эта конструкция не становится на дно. Немного более трех с половиной метров глубина места. И уже на этом фундаменте строится трехэтажный бревенчатый форт».

Самый первый форт был построен в 1704-ом ― и это был форт «Кроншлот». То есть самого Кронштадта ещё не было, а его страж-форт уже стоял! И надо сказать, что словно выросший из воды «Кроншлот» крайне изумил шведов, вдруг узревших на своём пути внезапно возникшую крепость, которая не оставляла им никаких надежд подойти к острову Котлин. Да и само название «Кроншлот» было символическим…

ВИТАЛИЙ ПИРОГОВ,капитан I ранга в отставке, научный сотрудник филиала Центрального военно-морского музея «Кронштадтская крепость»:
«В буквальном переводе «Кроншлот» означает «коронный замòк». Замок на дверях к Петербургу, Петрограду, Ленинграду, да и всей России».

И никому не удалось этот замòк открыть. Хотя замòк напоминал одновременно и зàмок. И «Кроншлот», и все кронштадтские форты, несмотря на увечья, полученные не в результате сражений, а в результате нашего забвения, и сегодня потрясают своим державным величием… И это неудивительно, ведь форты воздвигали выдающиеся архитекторы, инженеры, строители…

ИРИНА СТАРОДУБЦЕВА,архитектор:

«Форты существуют более трёхсот лет, и они представляют собой великолепный ландшафтный и архитектурно-инженерный ансамбль. Первым архитектором форта «Кроншлот» был известный итальянец, Доменико Трезини. Да, этот форт потом перестраивался, реконструировался, но он не потерял своей прелести и своей изысканности по сравнению с первоначальной конструкцией».

И это правда. Не потерял «Кроншлот» и своей мощи, когда наступило другое военное лихолетье: в Крымскую войну и «Кроншлот», и все кронштадтские форты оставались по-прежнему непобедимыми.

ВИТАЛИЙ ПИРОГОВ,капитан I ранга в отставке, научный сотрудник филиала Центрального военно-морского музея «Кронштадтская крепость»:
«Крымская война — это, как мы обычно говорим, героическая оборона Севастополя. Но самые мощные, самые современные корабли Англия и Франция посылают не в Черное море, к Крыму, к Севастополю ― посылают на Балтику, в Финский залив, к Кронштадту. 80 боевых кораблей, 3500 тысячи пушек на них, 22 тысячи единиц десанта. Всё это — в Балтийском море за полгода до высадки десанта в Крыму. И первый командующий этой эскадры, адмирал Небир, выходя из Англии, давая интервью журналистам, говорил так: «Я буду завтракать в Кронштадте, обедать в Петербурге». Так, между делом, с Кронштадтом разделается. Правда, они и завтракали, и обедали, и ужинали, говорят, с хорошим аппетитом — два года там, в заливе, даже не осмеливаясь на штурм этой крепости».

Потому что на их пути встали форты. И их ощетинившиеся дулами пушек стены не оставили врагу ни одного шанса. Интересно, что Фридрих Энгельс в одной из своих статьей писал: «Кронштадт — это ключ к успеху для любого нападения на Россию со стороны моря на Балтике»…

ВИТАЛИЙ ПИРОГОВ,капитан I ранга в отставке, научный сотрудник филиала Центрального военно-морского музея «Кронштадтская крепость»:
«Но предупреждал, чтобы взять Кронштадт, нужно преодолеть тройное кольцо мощнейших фортов, подставляя борта кораблей под удары орудий этих фортов. А там стены, гранитные блоки почти три метра толщиной. И вот на «Константине» было около 50 орудий, на «Александре Первом» (черный, такой эффектный форт) было 132 орудия. Напротив — разрушенный «Павел»: там было около 300 орудий, 18 ракетных установок. Как было здесь пройти? Тем более, здесь впервые использовали минное оружие».

А стоит вспомнить, что первые форты были дерево-земляные. И лишь после гибельного, разрушительного наводнения 1824-го года они были перестроены в каменные. И все последующие фортификационные сооружения тоже уже были из камня, кирпича и бетона: построенная в середине XIX века батарея «Князь Меншиков», южный форт №1 и форт №2 (получивший имя инженера генерал-майора Иосифа Дзичканца). А южная батарея №3 была переименована впоследствии в честь военного министра графа Дмитрия Милютина.

ЛЕОНИД АМИРХАНОВ,краевед, издатель:
«Создавались форты для чего? Для защиты столицы, для защиты Петербурга, Ленинграда. Естественно, эти сооружения совершенно уникальные, они выглядели не так, как сейчас. Это были грозные конструкции: орудия, пушки стояли. Всё, как положено. Они защитили наш город. И сюда подходили: Крымская война, английская интервенция в гражданскую войну, Великая Отечественная… Эти форты спасли Ленинград».
ВИТАЛИЙ ПИРОГОВ,капитан I ранга в отставке, научный сотрудник филиала Центрального военно-морского музея «Кронштадтская крепость»:
«Первые немецкие самолеты в войну были сбиты над Кронштадтом 22 июня 41-го года в 3 часа 37 минут. Флот и всё, что было связано с флотом, войну встретили, в отличие от всех других видов вооруженных сил, в полной боевой готовности».

Да, за всю историю прорвать оборону фортов не удалось никому. Однако с течением времени снаряжение на фортах устаревало, и они вновь перестраивались.

Позже, когда форты выводили из оборонного состава, им давали новое назначение. Например, после войны на «Кроншлоте» была размещена кронштадтская измерительно-магнитная станция. А в казематах форта «Пётр Первый» были обустроены артиллерийская мастерская и толозаливочная лаборатория. Другие форты использовались как склады для оружия и как испытательные полигоны.

Трагическая участь постигла форт «Император Павел Первый»: с конца XIX века он служил как склад для хранения корабельных мин и торпед, но в 1923-м году здесь произошёл взрыв, что и разрушило этот когда-то мощнейший и красивейший форт… Сегодня здесь можно увидеть лишь остатки стены и лестничную башню…

Береговой форт «Великий князь Константин» — один из крупнейших фортов Кронштадта. Нынче здесь открыт музей маяков.

А вот самым таинственным и загадочным считается форт «Император Александр Первый».

ЛЕОНИД АМИРХАНОВ,краевед, издатель:
«И не могу не сказать для сравнения о французах, потому что форт Боярд, знаменитый, раскрученный, очень похожий на наш «Александр», начали строить в 1804 году, а закончили его постройку в 1866. Почти 60 лет строили, с перерывами, естественно, а форт «Александр» подобный ему — за 9 лет!»

И это действительно поражает. Но вот народное название форта «Император Александр Первый» звучит не так державно, а скорее, пугающе – «Чумной».

ИРИНА СТАРОДУБЦЕВА,архитектор:
«В конце 70-х мы с ребятами на лодках из любопытства ездили на эти форты, посмотреть, что же там такое. Я помню первое свое ощущение от «Чумного» форта, форта «Александра Первый». Когда мы к нему подплывали – эти огромные монументально-величественные стены давили своим величием и загадочностью. А когда мы попадали внутрь, шли по анфиладе казематов со сводчатыми потолками, то я тогда помню ощущение не то что мистики, а даже чего-то сверхъестественного. Как будто там что-то происходило. Я эти ощущения помню по сегодняшний день».

А происходило вот что: в связи с угрозой эпидемии чумы, здесь в конце XIX-го века была размещена первая в России лаборатория по производству вакцины. И за этим вторым названием форта («Чумной») стоит подвиг врачей, ценой своей жизни спасших миллионы людей.

А потом наступили, увы, другие времена. За всю свою историю существования кронштадтские форты всегда служили верой и правдой Родине, оставаясь для врага неприступными, но уже в середине XX столетия форты оказались брошенными и забытыми: их победило забвение и, как следствие, разруха.

На переломе эпох в этом заповеднике истории властвовали мародёры и форты были нещадно, бесстыдно разграблены.

ЛЕОНИД АМИРХАНОВ,краевед, издатель:
«Были годы страшного безвременья. Когда это всё было в запустении, когда всё сдавалось на металлолом, было просто больно и страшно смотреть…»

Эти грозные крепости, выстоявшие и победившие во всех войнах, понесли поражение в мирное время.

ИРИНА СТАРОДУБЦЕВА,архитектор:
«В 90-х годах на фортах «Константин» и «Александр Первый» организовали фестивали «Fort Dance», и на эти фестивали съезжалось до 20 тысяч человек. Но впоследствии, примерно через 9 лет, эти мероприятия прекратились…»
ЛЕОНИД АМИРХАНОВ,краевед, издатель:
«Это было совершенно ужасно, потому что, не боюсь красивых слов, высоких сердцах это просто боль была. Потому что в месте, где погибли люди, которые вырабатывали сыворотку, которые жизнью рисковали, — устраиваются танцульки, после которых, как мне рассказывали очевидцы, вывозили мешками бутылки пустые… И, слава Богу, что администрация президента это дело прекратила и взяла форт под свое крыло. И стали его восстанавливать».

А остальные крепости-острова продолжали ждать своего часа… И по сей день они представляют собой живописное великолепие руин… Однако эти руины ― история. И она живая, она дышит…

ИРИНА СТАРОДУБЦЕВА,архитектор:
«Когда едешь по дамбе и видишь эти величественные крепости, сразу возникает желание отправиться на один из этих фортов на какой-нибудь прекрасный фестиваль музыки, кино или на открытие выставки современного искусства: живописи, архитектуры — с грамотно организованными смотровыми площадками и, конечно, с теплыми и уютными кафе. Я мечтаю это когда-нибудь увидеть».
ЛЕОНИД АМИРХАНОВ,краевед, издатель:
«На мой взгляд, самое главное — это изменить отношение людей к нашей истории. Мы очень много красивых слов говорим: не зная истории, мы не будем знать будущего. Эти слова повисают в воздухе. И, конечно, для спасения всего этого богатства нужна государственная программа».

И вот после полувекового забвения форты получают сегодня новое назначение ― служить истории. Здесь, на фортах, планируется обустроить музеи, выставочные залы, театры. А на «Чумной» форт — протянуть канатную дорогу. Это будет уже новая жизнь, и надежда есть, что она будет счастливой.