- Автор идеи и режиссер: Александр Щербаносов
- Автор сценария: Светлана Мосова, член Союза российских писателей
- Текст за кадром читает народный артист России Валерий Кухарешин
Это одно из самых красивейших мест в Петербурге. Не зря эти монументальные, величественные здания, украшающие левый берег Невы, во все времена неизменно вызывали восхищение. И название этого места говорит само за себя…
Каждая набережная Петербурга имеет своё лицо, свой характер и своё предназначение. И, конечно, Дворцовая набережная тоже не является не исключением.
ТАТЬЯНА СОЛОВЬЁВА,историк: «Само название «Дворцовая» говорит о чем? Дворцы здесь были… Каждая набережная имеет своё лицо. Дворцовая – такая степенная, респектабельная, ухоженная набережная. Самая-самая строгая набережная из всех. Рядом стоит набережная Кутузова, она как бы охраняет Дворцовую. Так и должно было быть. Императоров должна была охранять гвардия».
Охраняет её ― причём в образе бога Марса ― и генералиссимус Александр Васильевич Суворов. Это первый в России памятник не царской особе.
Интересно, что нумерация домов на Дворцовой набережной идёт не от главной достопримечательности Петербурга ―Зимнего дворца, а от Фонтанки, хотя казалось бы…
ЕЛЕНА ВОСПИТАННАЯ,пенсионер: «Дворцовая набережная начинается от Летнего сада, а заканчивается у Адмиралтейства. Кусочек-то вроде небольшой, но знаменитый».
А знаменита Дворцовая набережная своей историей, и хранят её эти неповторимые по красоте шедевры зодчества.
ТАТЬЯНА ЗАЙКОВА,почётный работник общего образования Российской Федерации: «Конечно, прежде всего это Зимний дворец, Эрмитажный театр, Дом ученых, в котором мы часто бывали (дети на «ёлки» ходили), это и Мраморный дворец. Тут каждый дом интересен».
И это правда. Дворец Дмитрия Кантемира, Ново-Михайловский дворец, принадлежавший великому князю Михаилу Николаевичу, дворец великого князя Владимира Александровича (впоследствии знаменитый Дом учёных) ― за каждым зданием стоит большая человеческая и архитектурная история. И кажется невероятным, что для кого-то жизнь среди этого великолепия дворцов есть обычность и будничность.
ГЕОРГИЙ ВИЛИНБАХОВ,государственный герольдмейстер, заместитель директора Государственного Эрмитажа по научной работе: «Поговорим о Дворцовой набережной. Поскольку по этой набережной я хожу всю свою жизнь, она для меня место, по которому ты идешь и можешь о чем-то отстранённом думать ― у тебя ноги знают, где можно споткнуться, где нужно переходить улицу. Ты об этом не думаешь. Это некая повседневность, некая обыденность… Можешь ходить много раз, а потом в какой-то момент где-то остановишься, посмотришь на дом: «Черт возьми! Какой красивый»! Мимо него ходил, ходил, а сегодня посмотрел иными глазами».
ЕЛЕНА ВОСПИТАННАЯ,пенсионер: «Для меня это уже привычно, но красота, конечно… Она притягивает взгляд с той стороны. У Петропавловской крепости много народу бывает. Люди там гуляют и видят наши дома! Для кого-то это новое, необычное, а для нас это наше жилье».
ТАТЬЯНА ЗАЙКОВА,почётный работник общего образования Российской Федерации: «Дворцовая набережная для петербуржцев – это сердце города. Сердце города, потому что рядом Петропавловка, с постройки которой начинался Петербург. Каждый дом – это архитектурный памятник. Их строили Кваренги, Растрелли, Росси. Большое счастье жить в центре и каждый день видеть эту красоту».
А ведь на самом-то деле нарядные фасады дворцов обращены на Миллионную улицу и на Дворцовую площадь, на Дворцовую же набережную выходит непарадная, тыльная часть зданий.
ГЕОРГИЙ ВИЛИНБАХОВ,государственный герольдмейстер, заместитель директора Государственного Эрмитажа по научной работе: «Эта часть Зимнего дворца, которая была ближе к Дворцовой набережной, а не Дворцовой площади, была служебная. Здесь были кухни. Если мы говорим о дворце, то, конечно, главную роль играла Дворцовая площадь. Дворцовая набережная была в тылу».
Да, тыл, но зато какой!.. Вот и именование этого моста через Фонтанку тоже звучит довольно прозаично ― Прачечный. С чего бы такое название, спрашивается, да ещё подле дворцов! А дело в том, что неподалёку, на Сергиевской улице (ныне улице Чайковского), находилось Управление прачечных Его Императорского Величества. Отсюда такое именование моста. Заметим, что раньше названия были функциональными. Они сегодня надёжно хранят историю места.
А надо сказать, что первоначально здесь, на будущей Дворцовой набережной, селились высшие морские чины Адмиралтейства. И самые первые постройки были деревянными, как и сама набережная. Лишь при Екатерине Великой она оделась в гранит. Это была первая гранитная набережная в Петербурге с романтическими, живописными спусками к Неве.
ТАТЬЯНА ЗАЙКОВА,почётный работник общего образования Российской Федерации: «Спуски на Дворцовой набережной – это прямой выход к воде. Это очень интересное общение с водой. Можно спуститься, посидеть, посмотреть на воду. Я считаю, что это было очень важно».
Знаменита Дворцовая набережная ещё и тем, что именно здесь впервые в городе Петра родилось ансамблевое зодчество ― создание целостного ансамбля зданий разных по стилю.
ТАТЬЯНА СОЛОВЬЁВА,историк: «По этому дворцовому комплексу можно изучать стили Петербурга. Вот стиль барокко — это Растрелли. Потом переходный стиль к классицизму ― Валлен-Деламот — вот этот павильончик. Затем ранний классицизм — архитектор Фельтен — это сейчас выставочные залы Эрмитажа. После «Лизиного мостика» комплекс завершается ампиром — театр. Это поздний классицизм. Это самая высокая нота классицизма. Дальше, после комплекса Зимнего дворца, идут все здания в стиле эклектики. Это продолжение стилей».
«Лизин мостик» — так в народе называют Эрмитажный мост, благодаря опере Петра Ильича Чайковского «Пиковая дама», в которой героиня (в отличие от пушкинской) бросается с Эрмитажного моста в Зимнюю канавку. Между прочим, эта канавка первоначально называлась Зимнедворцовой, поскольку рядом, там, где сегодня находится Эрмитажный театр, в своё время был возведён Зимний дворец Петра.
ТАТЬЯНА СОЛОВЬЁВА,историк: «Когда делали реставрацию этого театра, архитекторы открыли кладку и поняли, что этот театр создавался на основе Зимнего дома Петра. Кусочек, фрагмент этого Зимнего дома сохранился, и его можно сейчас видеть. Он другого цвета — такой «кубик». Сохранились даже два интерьера Домика Петра Великого. Их можно увидеть в самом Эрмитаже».
Стоит сказать, что у Дворцовой набережной было множество именований. Одно из первых совершенно не предвосхищало будущего царственного названия, а именно ― Почтовая. Разгадка в том, что в начале XVIII века на месте Мраморного дворца находился Почтовый двор. После Октябрьской революции Дворцовая набережная была переименована в набережную Девятого января ― в память о трагических событиях «кровавого воскресенья» 1905-го года. Однако ленинградцы всё равно продолжали называть набережную Дворцовой…
А вот роскошная решётка сада Зимнего дворца в 20-е годы прошлого столетия была перенесена в другой сад, что на проспекте Стачек. Он тоже, кстати, был назван в память о жертвах расстрела Девятого января. Как сочетается несочетаемое — это вопрос. Тем не менее решётка Императорского сквера, с зияющими дырами вместо золочёных двуглавых орлов, по-прежнему окружает не свой сад.
ТАТЬЯНА СОЛОВЬЁВА,историк: «Очень жалко, что решетка находится сейчас не на своем историческом месте, потому что она объединяла дворец и этот небольшой садик, дворик. Всем приезжающим в Петербург это очень нравилось».
Нравится приезжающим в Петербург и выстрел из пушки Петропавловской крепости, оповещающий горожан, что наступил полдень. Это старейшая традиция! Но каково жителям Дворцовой набережной?
ЕЛЕНА ВОСПИТАННАЯ,пенсионер: «Выстрел пушки для меня уже привычен. Я по нему, не глядя на часы, знаю: пушка ударила — 12. Так что это даже хорошо».
ТАТЬЯНА ЗАЙКОВА,почётный работник общего образования Российской Федерации: «Пушка Петропавловской крепости для меня — это знак того, что город живет. В 12 часов я по пушке сверяю время. Несмотря на это, я вздрагиваю каждый раз, когда она стреляет. Это как бы пульс города».
И ещё пару слов о традициях. В белые ночи, когда наступает знаменитый праздник в честь выпускников, «Алые паруса», здесь, на Дворцовой набережной аншлаг!
ГЕОРГИЙ ВИЛИНБАХОВ,государственный герольдмейстер, заместитель директора Государственного Эрмитажа по научной работе: «Это стало некой традицией. Хотя, мне кажется, ушла другая традиция, которую еще мы застали. «Ты надела беленькое платьице…» — помните эту песню из знаменитого фильма [«Разные судьбы», реж. Леонид Луков, 1956 год — прим. ред.] и кадры на набережной, когда идут девочки в белых платьицах после выпускного бала (он проходил во всех школах в одновременно)? Конечно, это было особое ощущение, потому что, во-первых, не было толпы, были пустые набережные, кроме выпускников никого не было, во-вторых, не было такой организованности, что стоят эти заграждения, где-то милиция, где-то можно проходить, где-то нельзя проходить. Стало по-другому…»
Да, нынче «Алые паруса» — это многотысячное грандиозное шоу, а для жителей Дворцовой набережной это, можно сказать, испытание праздником.
ТАТЬЯНА ЗАЙКОВА,почётный работник общего образования Российской Федерации: «Праздник «Алые паруса» превратился в такую феерию, посмотреть на которую собирается действительно много народу. Праздник очень красивый, праздник нужный, но приходится после убирать много мусора на набережной. Мы стараемся в эти дни уезжать из города».
ЕЛЕНА ВОСПИТАННАЯ,пенсионер: «Мы каждый праздник караулим свои входы, караулим свои заборы, чтобы не лезли через них. А так Дворцовая — она и есть Дворцовая… »
И поэтому туристов на Дворцовой набережной в любое время года великое множество, как и студентов, ведь в доме Бецкòго (известного и как Дворец принца Ольденбургского) и доме Салтыковых размещается государственный Университет культуры и искусств. Ничего не скажешь, повезло студентам!
Разумеется, жизнь на Дворцовой набережной меняется. Каждая эпоха оставляет здесь свой след. Приходит новое, а что-то уходит навсегда, но остаётся то главное, чем так дорого и прекрасно это место.
ГЕОРГИЙ ВИЛИНБАХОВ,государственный герольдмейстер, заместитель директора Государственного Эрмитажа по научной работе: «Я думаю, что дух никуда не ушел, потому что, слава Богу, современная архитектура сюда не проникла. Впечатление остается такое же. Как было когда-то — так и сейчас. Каждый раз смотришь на Дворцовую набережную со стороны Петропавловской крепости, с бастиона, с таким же восхищением. Это то же великолепие, которое видел 20-30 лет назад. Дворцовая набережная — архитектурный гимн нашего города. Особое ощущение от того, что ты видишь: «Господи, как это красиво»! Это восхищение постоянно, оно никогда не уходит».
Не уходит эта величавая, торжественная, неускользающая красота, не уходит и наша благодарность великим зодчим, чьи творения на Дворцовой набережной навсегда вошли в историю шедевров мировой архитектуры.