- Автор идеи и режиссер: Александр Щербаносов
- Автор сценария: Светлана Мосова, член Союза российских писателей
- Текст за кадром читает народный артист России Валерий Кухарешин
Вначале была станция. Через неё товарные составы шли к морскому торговому порту, расположенному на побережье Финского залива, поэтому станцию назвали Предпортовая. А уже по станции так стали именовать и весь район.
На первый взгляд, это место вряд ли покажется романтическим. Его называют то бывшей территорией промзоны с гигантскими зданиями складов, то новым жилым районом. И то, и другое верно. Но, как и у каждого исторического места, у него есть своя предыстория и своя особенность…
ДМИТРИЙ РАТНИКОВ,краевед: «Этот район уникальный, потому что здесь все топонимы [топо́ним ― собственное название отдельного географического места ― прим. ред.] так или иначе связаны с основным названием. И станция Предпортовая, и район Предпортовый. Основная улица, которая была дорогой на Предпортовую, сейчас называется Предпортовой улицей, и все 8 проездов номерные, но Предпортовые».
А ещё был совхоз «Предпортовый», существовавший до станции, однако об этом помнят, пожалуй, лишь историки и краеведы. И всё же районообразующей составляющей этого места всегда была железная дорога ― «железка», как её называют в народе… До войны тут была сортировочная станция, где формировались составы. А в военное лихолетье здесь, в насыпи, создавали укрепления для защиты города Ленинграда.
В 1975-м году рядом со станцией был установлен памятник «Железнодорожникам, героически защищавшим Ленинград»… И надо сказать, что этот монумент хранит память не только о беспримерном подвиге ленинградцев, но и о том времени, когда он был воздвигнут. А время это было трудовое, бурное, созидательное.
ИРИНА ФОМЕНКО,писатель: «Здесь после войны (когда-то в 50-х) организовали депо, и за 30 лет оно многократно выросло. Это был небольшой участок, а в результате получилось огромное предприятие по перевозкам. Сюда даже приезжали из разных городов за новаторскими идеями. Очень много было движения здесь: постоянно пыхтели локомотивы, ходили составы, ремонтировались вагончики».
Движение, как известно, это жизнь. И жизнь здесь действительно бурлила, гудела, шумела под несмолкаемый стук колёс… В ленинградское время это был район-труженик. В 4-м Предпортовом проезде работал Ленинградский мельничный комбинат. История его началась ещё в послевоенное время, когда в районе была построена хлебная база, а затем мельница по переработке пшеницы. Кстати, комбинат трудится и в настоящее время, но это уже Петербургский мельничный комбинат.
ДМИТРИЙ РАТНИКОВ,краевед: «Вокруг были промышленные предприятия. До сих пор Предпортовой — это район, в строгих границах которого нет жилых домов. Они есть по периметру, в частности, в 5-ом Предпортовом проезде, рядом с которым мы стоим. Но постепенно все эти промышленные предприятия расчищаются, и взамен уже планируется жилье».
А первые новосёлы в Предпортовой появились 60-е годы. И говорят, что в те времена из окон их квартир открывался изумительный вид.
МАРК ИЦКОВ,архитектор: «Когда мы сюда въехали в 70- году, то мы из окна могли видеть красивый яблоневый сад, который цвел весной. Дальше была видна панорама города Пушкина, дворцов. Мы видели золотые купола дворца. Видели, как развивался аэропорт, как самолеты взлетали. А сейчас огромными жилыми домами всё застраивается. Природа отступает, а жилье наступает».
И начало оно наступать именно с хрущёвок ― так стали называть построенные в период правления Никиты Сергеевича Хрущёва типовые дома с малогабаритными квартирами (после известного Постановления ЦК КПСС и Совета министров СССР «О преодолении излишеств в архитектуре и строительстве»). Но стоит отметить, что эти хрущёвки на улице Костюшко отличаются от построенных позже. Они были одними из первых в Ленинграде и нынче, окружённые выросшими деревьями, выглядят (по сравнению с сегодняшним бетоном и стеклом) довольно милыми и уютными…
А ещё в Предпортовой был открыт автобусный парк, между прочим, крупнейший в Европе, построенный к знаменитым Летним Олимпийским играм 1980-го года.
ЛАРИСА ВАХРУШЕВА,пенсионер: «На здании 7-ого Автобусного парка изображен огромный Икар — в честь того, что поступали автобусы Икарусы, которые нам очень помогли, потому что до них у нас были только львовские автобусы. И назвали 7-ой автобусный парк – «Икар».
Увы, старые добрые Икарусы улетели в историю… А вот окрылённый Икар остался. Дедал тоже на месте.
И всё же в советское время Предпортовая была известна в первую очередь своей железной дорогой, рефрижераторным депо, огромными производственными территориями и складскими помещениями, куда вели железнодорожные подъездные пути.
МАРК ИЦКОВ,архитектор: «Склады огромные. Из-за планового хозяйства сюда свозили одежду, бытовые предметы, продовольствие. Потом всё распределяли по городу, по магазинам. Если по Кубинской проехать, то там огромный тянется склад, на километр, наверное».
Кстати, улица Кубинская… При чём здесь Куба, спрашивается? Улице было дано такое название в честь победы кубинской революции во главе с Фиделем Кастро. Многие это забыли, но улица помнит.
Помнит о своём славном прошлом и железная дорога, которая давала жизнь всему этому району, когда на станции Предпортовая и рефрижераторном вагонном депо трудились тысячи человек.
ИРИНА ФОМЕНКО,писатель: «На станции Предпортовая был музей, потому что слава о депо гремела по всей стране. Здесь энтузиасты организовали музей, который хранил и награды, и вымпелы, и статьи (очень много писали про это депо)».
Но наступили другие времена. В 90-ые годы, на стыке эпох, жизнь на станции Предпортовая стала угасать…
ПРОТОИРЕЙ СЕРГИЙ (ГРИГОРЬЯНЦ),настоятель церкви Свт. Николая Чудотворца («Никола-на-путях»): «Даже поезда не ходили, как сейчас. Сейчас много ходит: и здесь, и там, и «Северсталь», и мука «Предпортовая». А раньше был тупичок ― ничего не ходило. 11-ый автобус приезжал и всё».
ИРИНА ФОМЕНКО,писатель: «Когда железнодорожники наблюдали это в 90-е годы, им было очень тяжело. На такие зрелища лучше смотреть при свете, а не в темноте. Им захотелось какого-то света, поэтому было принято решение строить этот храм. Строился он очень долго, тяжело, но в результате построился и даже по форме своей похож на такую свечку, которая до сих пор горит».
ЛАРИСА ВАХРУШЕВА,пенсионер: «Маленький храмик Николая Чудотворца, но в нем столько любви, тепла, заботы и внимания к людям, что люди сюда стекаются. Площадь храма всего лишь метров 27, но у него бывает до 150 причастников!»
И что особенно важно, этот храм был построен на деньги самих работников рефрижераторного вагонного депо. Инициатором строительства церкви был железнодорожник Юрий Филаретов. Его верным соратником стал Юрий Багдасаров.
ИРИНА ФОМЕНКО,писатель: «Этот храм они сразу решили назвать Никольским, потому что Святой Николай покровительствует путешествующим. Между собой они стали называть его Никола, «Никола-на-путях», потому что на железнодорожных путях. Так и осталось это название. До сих пор оно нравится прихожанам».
ПРОТОИРЕЙ СЕРГИЙ (ГРИГОРЬЯНЦ),настоятель церкви Свт. Николая Чудотворца («Никола-на-путях»): «Все, кто здесь ездит, заходят в храм. И Никола благословляет всех проезжающих, путешествующих, даже тех, кто не заходит».
Такого храма больше нигде нет. И никто не проедет мимо, не заглядевшись на это белое чудо, устремлённое ввысь…
ДМИТРИЙ РАТНИКОВ,краевед: «Теперь, когда водители проезжают, когда они видят и крест, и верхнюю часть храма, местность становится сразу более живой: не только серые промышленные зоны, не только автодороги, не только пробки, но и что-то духовное. Мне кажется, район преображается от этого».
И это правда. Заметим, что всё это вместе напоминает сюрреалистическую картину: вагоны, рельсы, трубы, бетонные заборы, путепровод и вдруг ― храм! Необычно и завораживающе…
А ещё Предпортовая известна своей причудливой транспортной развязкой.
ДМИТРИЙ РАТНИКОВ,краевед: «Этот путепровод сильно изменил облик этой части Дунайского проспекта и Кубинской улицы. Там появилась сложная дорожная развязка. Многие водители до сих пор не могут в ней разобраться даже с помощью навигатора. Она имеет несколько съездов, которые противоречат здравому смыслу. Например, пытаешься вроде как съехать куда-нибудь, смотришь ― вот вроде туда дорога, а она раз и разворачивается!..»
Странное впечатление производит и вот это кирпичное здание на улице Костюшко: оно яркое, красивое, но пустое… Это недостроенный корпус Юридического института Академии Генеральной прокуратуры, который начали строить в конце 80-х годов прошлого столетия. А неподалёку находится другое здание ― 16-этажная башня. Это общежитие Юридического института Академии. Общежитие обитаемо, чего не скажешь о самой Академии. Этот красивый недострой находится в «замороженном» состоянии вот уже почти 30 лет.
МАРК ИЦКОВ,архитектор: «Наверное, будут достраивать и сам Университет Генеральной прокуратуры. Тогда вот появится такой серьезный объект».
Меж тем, новые жилые кварталы всё решительней захватывают территории станции Предпортовой…
МАРК ИЦКОВ,архитектор: «Они «вгрызаются» прямо в склады! Идет борьба богов и титанов: или жилые дома-боги, или склады-титаны. Кто кого победит? Побеждают, конечно, жилые дома».
Однако и тут и там ещё видны следы отшумевшей жизни: заасфальтированный переезд, заросшие травой рельсы и шпалы, ведущие в никуда тупики, никому не нужные знаки, погашенные семафоры… Всё это хранит грустный отпечаток ушедшего времени, романтику прошлого.
Тем не менее на улице Предпортовой работает Центр метрологии Октябрьской железной дороги. И рядом со станцией можно увидеть приметы невидимой постороннему взгляду жизни: футбольное поле с ладно натянутой сеткой, аллею-сквер, ухоженный памятник… То есть человеческая забота о месте видна. Но главное, вновь слышится стук колёс, а значит сердце этого района бьётся. И дороги здесь никогда не бывают пусты.
ПРОТОИРЕЙ СЕРГИЙ (ГРИГОРЬЯНЦ),настоятель церкви Свт. Николая Чудотворца («Никола-на-путях»): «Я рад, что дороги есть, что люди есть. Когда-то был такой тупик, такой «скит», такая пустынька, как говорил отец Алексей (Крылов), наш благочинный, настоятель Чесменской церкви. А сейчас это не пустынька — сейчас это жизнь на пересечении дорог. Сейчас все видят, все знают, все приезжают, всем интересно! Стала другая жизнь».
Да, другая. Но она по-прежнему среди дорог, над которыми, предчувствуя близость моря, всегда будут летать чайки… А память о прежней Предпортовой и о людях, посвятивших ей свою жизнь, сохранят название этого района и купала храма «Николы-на-путях», которые в окружении труб и дорог будут напоминать нам о неразрывной связи небесного и земного.