- Автор идеи и режиссер: Александр Щербаносов
- Автор сценария: Светлана Мосова, член Союза российских писателей
- Текст за кадром читает народный артист России Валерий Кухарешин
Эта улица берёт своё начало от Адмиралтейского проспекта и стрелой летит вперёд ― через Исаакиевскую площадь, через реку Мойку, через канал Грибоедова и далее до реки Фонтанки… Когда-то на этой улице стоял красивый белый храм. В его честь и был назван этот старейший проспект Петербурга.
Вознесенский проспект — это третий луч знаменитого Невского трезубца. Архитектор Пётр Михайлович Еропкин планировал три лучевых магистрали как главный ансамбль Петербурга.
ВАЛЕНТИН ОВЧИННИКОВ,профессор кафедры правоведения СЗИУ РАНХиГС: «Направление выбрал сам Петр I. Он на пеньке углем нарисовал три направления трех улиц: Гороховой, Невского и Вознесенского проспекта».
Да, такая вот легенда, а без легенды в Петербурге, как известно, невозможно ступить ни шагу. Нарисуем ― будем жить. Вознесенскую перспективу стали обживать.
ЛЕВ ЛЕТЯГИН,кандидат филологических наук: «На Вознесенском проспекте, как правило, располагались строения знатных морских служителей, чиновников Адмиралтейской верфи. Их радениями в 1728-ом году здесь была построена первая Вознесенская церковь. Затем она перестраивается в камне по проекту замечательного архитектора Антонио Ринальди. Именно этот собор дал название Вознесенскому проспекту. Просуществовал он до 1930-х годов, пока не был уничтожен. Сегодня мало что напоминает об этой замечательной постройке старого Петербурга».
ВАЛЕНТИН ОВЧИННИКОВ,профессор кафедры правоведения СЗИУ РАНХиГС: «Антонио Ринальди старался, строил эту церковь, а сейчас от неё ничего не осталось. Стоит 256-ая школа. Сзади меня два корпуса этой школы: начальные классы и старшие».
ИГОРЬ ИСАЕВ,заслуженный машиностроитель Российской Федерации: «Эту школу я и кончил в 53-ем году. Был только один корпус. На месте нового корпуса, который уже в 2000-е годы построили, был сквер. Там были цветы, кустарники и даже деревья. Их сажали двоечники нашего класса, потому что у нас классная руководительница была учительницей ботаники, и она двоечников в качестве наказания выводила после уроков и заставляла сажать эти растения».
Такое наказание, надо думать, всё же было в радость.
О Вознесенском храме, разрушенном в 30-е годы, напоминает и название моста, перекинутого через канал Грибоедова (в те времена он именовался Екатерининским). Вознесенский мост, надо сказать, есть и на литературной карте Петербурга: он упомянут в нескольких произведениях Фёдора Михайловича Достоевского. Кроме того, весь Вознесенский проспект отмечен гением писателя: здесь он жил, здесь обитали и его герои.
НАДЕЖДА ТОЛУБЕЕВА,актриса театра и кино: «Во дворе, в котором мы сейчас находимся, Раскольников спрятал драгоценности, которые он украл у старухи-процентщицы. Так получилось, что в этом же дворе я провела своё детство».
Это литературный двор. Вознесенский проспект про праву считается одной из самых литературных улиц Петербурга.
ВАЛЕНТИН ОВЧИННИКОВ,профессор кафедры правоведения СЗИУ РАНХиГС: «Здесь жили великие люди. Они оставили заметный след в российской истории, в истории города и, конечно, в истории Вознесенского проспекта. Здесь ходили Пушкин и Лермонтов. Начинаешь читать «Княгиню Лиговскую»: «Мчалась карета по Вознесенскому проспекту, завернула на канал Грибоедова и поехала дальше».
А это памятник носу майора Ковалева ― необычному персонажу Николая Васильевича Гоголя. Кстати, этот нос однажды исчез со стены ― то ли вандализм, то ли мистика тому были причиной. Как шутили горожане, опять Нос прогуляться пошёл. Нынче памятник вернулся на своё место. Но нос задрал выше.
А начинается Вознесенский проспект со здания, которое называют в народе «Дом со львами». Он был построен архитектором Огюстом Монферраном для князя Алексея Яковлевича Лобанова-Ростовского. Дом знаменит. Это о его львах сказано в поэме Пушкина «Медный всадник»:
С подъятой лапой, как живые,
Стоят два льва сторожевые.
Кстати, лапы львов лежат на шарах не просто так…
ЛЕВ ЛЕТЯГИН,кандидат филологических наук: «Поскольку львы стоят на страже, они не имеют права дремать. Как только лев начинает засыпать, лапа становится вялой, шар выскальзывает, лев просыпается».
Шары по-прежнему на месте, львы на месте, здание тоже на месте, но в нём располагается гостиница. А в 60-е годы оно принадлежало детям.
ЛЕВ ЛЕТЯГИН,кандидат филологических наук: «В советские годы там располагались различные учебные заведения: школы, техникумы. Когда-то эту школу заканчивал замечательный петербургский актер Толубеев».
НАДЕЖДА ТОЛУБЕЕВА,актриса театра и кино: «Здание было физико-математической школой с 1918-ого по 1964-ый год. В ней учился папа. Каждый раз, когда мы проходили по Вознесенскому проспекту, он говорил: «Это моя школа со львами». Напротив этой школы был ресторан «Актер» (сейчас там находится бар). Все наши семейные праздники или события мы отмечали там».
А рядом была пирожковая ― очень популярная среди горожан и очень вкусная, как утверждают они. Эта пирожковая ушла в историю, а известная с советских времён (открытая ещё в 1962-м году) чебуречная на Майорова существует до сих пор! И чтит традиции.
В ленинградское время Вознесенский проспект был переименован в честь трагически погибшего в годы Гражданской войны комиссара 4-ой Рабоче-крестьянской Красной армии Петра Майорова. И поэтому сегодня многие жители по старой памяти называют улицу проспектом Майорова.
ИГОРЬ ИСАЕВ,заслуженный машиностроитель Российской Федерации: «Вдоль школы по Майорова (по Вознесенскому) ходил трамвай. Его сняли примерно в 49-ом году, и начиная с 50-го года эта трасса стала правительственной».
Почему трассу называют «правительственной» — понятно: Мариинский дворец с 1994 года является официальной резиденцией Законодательного собрания Санкт-Петербурга. А в советское время здесь располагался Ленсовет ― высший орган власти Ленинграда. Если к Исаакиевской площади «политический дворец» обращён своей парадной стороной, то Вознесенскому проспекту досталась огромная глухая стена.
НАДЕЖДА ТОЛУБЕЕВА,актриса театра и кино: «По одну сторону Вознесенского проспекта холодная стена, а по другую – жилой дом. Это такое довольно необычное сочетание».
И вызывающая любопытство тайна: что там?.. Загадка.
От Вознесенского проспекта идёт переулок, названный в честь выдающегося учёного-хирурга Николая Ивановича Пирогова. А в своё время этот переулок назывался Максимилиановским, из-за находящейся здесь старейшей лечебницы (ныне больницы), которая носит и теперь имя одного из её попечителей ― члена русской Императорской фамилии герцога Максимилиана Лейхтенбергского. Так названия хранят историю.
В былые времена жители ходили по Вознесенскому-Майорова с тазиками…
ИГОРЬ ИСАЕВ,заслуженный машиностроитель Российской Федерации: «Вот дом №25, угловой. За углом была баня (вход со стороны канала Грибоедова). В баню в эту ходили все жители района. Почти ни у кого не было ванных в доме. Коммунальные квартиры были без каких-либо удобств, поэтому все собирались в бане. Там была и парикмахерская ― можно было постричься. Многие приходили в эту баню со своими тазиками».
Помнят жители и кафе «Белые ночи» на углу Вознесенского-Майорова и Садовой… Добрым словом вспоминают и булочную, что была рядом…
ИГОРЬ ИСАЕВ,заслуженный машиностроитель Российской Федерации: «В доме №43 (угловой дом с Садовой улицей) была замечательная булочная, которую мы называли «Филипповская». «Филипповские» булочные так были названы по имени старого владельца. Они отличались самым высоким качеством: как гастрономы «Елисеевские», так же и булочные «Филипповские». На углу Майорова и Садовой находилась такая булочная».
А на месте сегодняшнего Университета промышленных технологий и дизайна когда-то располагался гигантский Ново-Александровский рынок. В советское время он был снесён, и на его месте построили Дом лёгкой промышленности. Но память о Ново-Александровском рынке (в котором насчитывалось 800 торговых заведений) осталась. Говорят, другие рынки не шли с ним ни в какое сравнение ― даже Сенной.
ВАЛЕНТИН ОВЧИННИКОВ,профессор кафедры правоведения СЗИУ РАНХиГС: «Сенной рынок был захудалым, а Ново-Александровский был большим. Он начинался с Садовой и заканчивался у Фонтанки. Это отец мой рассказывал, который здесь жил и ходил на этот рынок. Рынок славился прежде всего молочными продуктами: сметаной, сливочным маслом. Ещё на рынке были трактиры, где можно было покушать, расписаться, а заплатить в следующий раз. И второй раз тоже можно бесплатно покушать. Разве сейчас где-то покормят так?»
Нигде.
А ещё Вознесенский проспект, как настоящая петербургская улица, известен своим причудливыми дворами.
ИГОРЬ ИСАЕВ,заслуженный машиностроитель Российской Федерации: «Вот дом №18 хорош тем, что входишь под арку, проходишь двор и зигзаг и исчезаешь…»
НАДЕЖДА ТОЛУБЕЕВА,актриса театра и кино: «Есть такая загадка у Вознесенского проспекта ― дом №4 находится на той стороне, через всю Исаакиевскую площадь нужно пройти, а дом №3 — здесь. И люди незнающие очень часто путаются. Вознесенский проспект такой непредсказуемый, загадочный, своенравный, с ним нелегко выстроить свои отношения».
Да, эта улица со своим характером. Конечно, всё меняется: сегодня кареты, пролётки и даже трамвай сменил на Вознесенском нескончаемый поток автомобилей… Но старинную красоту этого лучевого проспекта ему всё равно не затмить. И все, для кого Вознесенский стал малой родиной, продолжают хранить ему верность.
ИГОРЬ ИСАЕВ,заслуженный машиностроитель Российской Федерации: «Проспект как был одним из трех замечательных лучей Петербурга (Ленинграда), которые начинаются от шпиля Адмиралтейства, так и остался. Он привлекает своей необычностью, своей красотой, своей уникальностью».
НАДЕЖДА ТОЛУБЕЕВА,актриса театра и кино: «Вознесенский проспект красив строгостью своих зданий, выдержанностью, статностью. Каждое здание, безусловно, несет в себе какую-то историю, загадку. Можно бесконечно ходить, изучать его. Если к нему прислушиваться, он обязательно будет откликаться и расскажет что-то интересное. На очень плавном переходе в Измайловский история Вознесенского заканчивается».
Заканчивается в пространстве, но не в истории ― история Вознесенского проспекта продолжается.
Не меняется лишь одно: улицы-лучи Невского трезубца, веером расходящиеся в разные стороны, сходятся у Адмиралтейства. А вид на его шпиль вот уже почти три века остаётся одним из самых великолепных в Петербурге.