Автор сценария — Светлана Мосова
Режиссёр — Александр Щербаносов
Русский музей, Михайловский театр, театр Музыкальной комедии,Большой зал Филармонии, Этнографический музей ― эта площадь живёт вокружении муз, и поэтому она по праву получила название площадьИскусств.
БОРИС КИРИКОВ,историк архитектуры, заслуженный работниккультуры Российской Федерации: «Это одно из тех названий советского периода, которое попало в точку,в десятку. Не хочется возвращать историческое название, Михайловскаяплощадь, потому что здесь всё дышит искусством, всё им пронизано».
ОЛЬГА КАЛАШНИКОВА,кандидат искусствоведения: «Площадь Искусств — место совершенно уникальное, место силы хотя бы потому, что количество зданий на квадратный метр, в которых располагаются учреждения культуры, наверное, превышает любое другое место в мире. Кроме того, это уникальный архитектурный комплекс. Спасибо большое Росси за то, что он создал несколько таких комплексов в нашем городе. Этот особенно нам всем дорог».
ДМИТРИЙ СОЛЛЕРТИНСКИЙ,директор Большого залаакадемической Филармонии им. Д.Д. Шостаковича (с 1982г. по 2005г.): «Для меня она обычная, привычная. А если задуматься — это наше городское чудо. Вокруг находятся замечательные памятники истории, памятники архитектуры… Это чудо».
А ведь изначально перед архитектором Карлом Росси стояла задача
БОРИС КИРИКОВ,историк архитектуры, заслуженный работник культуры Российской Федерации: «Но Росси подошел к этой задаче со свойственным ему градостроительным размахом. Он не просто строил здание и ансамбль при нем, он формировал новую городскую территорию».
ОЛЬГА КАЛАШНИКОВА,кандидат искусствоведения: «Аникушину удалось сделать памятник Пушкину таким открытым: такой простой жест, всё так легко!.. Открытость русской культуры подкупает абсолютно всех».
БОРИС КИРИКОВ,историк архитектуры, заслуженный работник культуры Российской Федерации: «Это шедевр. Удивительно, насколько точно он воплотил поэтичный образ Пушкина: возвышенный, лиричный ― созвучный площади Искусств. Можно сказать, что памятник Пушкину задает тон ансамблю площади не в меньшей степени, чем центральный портик Михайловского дворца».
Михайловский дворец ― памятник архитектуры высокого
БОРИС КИРИКОВ,историк архитектуры, заслуженный работник культуры Российской Федерации: Для памятника него нашлось место в маленьком хозяйственном дворике Русского музея. О нем не рассказывали, но посетители музея знали, что он там стоит, и через щелки в воротах или через окна, отодвинув занавески, смотрели на этот интереснейший монумент. Сейчас он перенесен во двор Мраморного дворца, и там ему тесно».
ДМИТРИЙ СОЛЛЕРТИНСКИЙ,директор Большого зала академической Филармонии им. Д.Д. Шостаковича (с 1982г. по 2005г.): «И с этого началась концертная история дома Дворянского собрания. Сейчас это не только всемирно известный музыкальный коллектив, всемирно известные артисты, но это еще и всемирно известный зал, один из старейших концертных залов мира.».
ДМИТРИЙ СОЛЛЕРТИНСКИЙ,директор Большого зала академической Филармонии им. Д.Д. Шостаковича (с 1982г. по 2005г.): «Большой зал Филармонии был местом встреч, очень личным и славным местом для интеллигентной молодежи, среди которой было много будущих великих ученых и известных людей. Б. М. Пиотровский называл это место «балконным обществом». Там собирались молодые интеллигенты. Был даже выражение такое: «встречаемся на балконе». Всем было ясно, что за балкон».
ЕВГЕНИЙ ТИЛИЧЕЕВ,заслуженный артист Российской Федерации: «Я 50 лет уже хожу на площадь Искусств. За моей спиной как раз расположен театр Музыкальной комедии: легендарный, талантливый коллектив! Я невероятно люблю площадь Искусств!..»
Любят её и гости Петербурга: здание гостиницы никогда не пустует, у
ЕВГЕНИЙ ТИЛИЧЕЕВ,заслуженный артист Российской Федерации: «Мы часто заходили на «Крышу». Она была доступная. Я помню, мы получали гонорар на Ленфильме примерно 10-20 рублей и забирались на «Крышу». На 20 рублей только что на санях не уезжали ― настолько все было доступно. А ещё другой дом. Когда иду на репетицию, по сторонам смотрю (еще пока не надоело смотреть на эти шедевры архитектурные) ― здесь и Анна Павлова [артистка балета, прима-балерина Мариинского театра в 1906-1913 годах ― прим. ред.] жила неподалёку. Я уже не говорю о «Бродячей собаке».
ДМИТРИЙ СОЛЛЕРТИНСКИЙ,директор Большого зала академической Филармонии им. Д.Д. Шостаковича (с 1982г. по 2005г.): «Во 2-ом классе у нас был учебник «Родная речь», и там была картина Бродского «Ленин в Смольном». Мы эту картину видели почти каждый день в течение года. Вот так насмотришься — больше идти в музей смотреть Бродского не хочется. Я его игнорировал. Оказался прекрасный музей. Собрана замечательная живопись: чудная коллекция, картины Бродского и его учеников, Репина, его учителя, Кустодиева, его друга, и многих других».
ЕВГЕНИЙ ТИЛИЧЕЕВ,заслуженный артист Российской Федерации: «Есть традиция: садятся на эти стульчики, якобы все желания сбудутся. Я не сажусь, потому что все желания сбылись».
ОЛЬГА КАЛАШНИКОВА,кандидат искусствоведения: «Эта школа, которая планомерно с раннего возраста готовит ребят не только к тому, чтобы стать профессионалами в области искусства ― историками искусства, культурологами, искусствоведами, художниками. Эта школа воспитывает образованного, вникающего, чуткого и способного поделиться приобретенной культурой зрителя».
БОРИС КИРИКОВ,историк архитектуры, заслуженный работник культуры Российской Федерации: «В советское время архитектор Ной Троцкий, которого мы знаем как выдающегося конструктивиста, построил здание школы. И оно органично вписано в россиевский ансамбль. Если не знаешь, что здание построено в 30-е годы и реконструировано после войны, то воспринимаешь его как неотъемлемую часть всего этого ансамбля».
ОЛЬГА КАЛАШНИКОВА,кандидат искусствоведения: «Мне посчастливилось провести в здании Российского этнографического музея много времени. Это первое архитектурное сооружение, построенное в начале XX специально для музейного комплекса. Почти все петербургские музеи были размещены в бывших дворцах. А это здание было построено специально для того, чтобы стать музеем! Архитектор Свиньин большой молодец. Ему удивительным образом удалось вписать новое архитектурное сооружение в этот сложившийся ансамбль».
БОРИС КИРИКОВ,историк архитектуры, заслуженный работник культуры Российской Федерации: «Свиньин одним из первых подражал архитектуре Росси и создал вот такой образец неоампира, который вписывается в этот ансамбль, хотя и вносит в него какой-то дополнительный сильный акцент, конкурирующий с Росси». Но с Росси конкурировать невозможно, ему можно только подчиняться, потому что Росси — это наше все. Как Пушкин — в литературе, так Росси — в архитектуре».
ОЛЬГА КАЛАШНИКОВА,кандидат искусствоведения: «Это место почему-то заставляло людей смотреть по сторонам, общаться друг с другом. Это не целовальное место, не питейное. Оно заставляет нас держать спину прямо, восхищаться тем, что нам досталось от наших предков, гордиться этим и сохранять».
ЕВГЕНИЙ ТИЛИЧЕЕВ,заслуженный артист Российской Федерации: «Приходите на площадь Искусств, смотрите на Пушкина, читайте стихи. Вы и сами знаете эту тривиальную фразу: «Пушкин – это наше все». Действительно, это — наше все: это — наш город, это — наша поэзия, это — наша площадь Искусств».