• Автор идеи и режиссер: Александр Щербаносов
  • Автор сценария: Светлана Мосова, член Союза российских писателей
  • Текст за кадром читает народный артист России Валерий Кухарешин

 Это тихое место напоминает предместье ― причём в самом центре города. Обозначено оно в пространстве тремя старинными улицами, сохранившими через все времена свое историческое название ― Подьяческие. 
Подьячие ― так в XVI-XVII веках именовали в России помощников дьяков, а впоследствии ― мелких чиновников, писарей, выполнявших делопроизводственную работу в государственных учреждениях.
И чин этот, и сами писари давно ушли в историю, а вот память о них осталась: и в названии моста, и в имени этих старых улиц ― Большая, Средняя и Малая Подьяческие. 
И все они протянулись, можно сказать, от воды до воды: Большая Подьяческая ― от набережной канала Грибоедова до Фонтанки, а Средняя и Малая ― уютно уместились в изгибе канала.

БОРИС БЕРЕЗОВСКИЙ,президент Филармонического общества Санкт-Петербурга: 
«Это очень старые улицы. Средняя Подьяческая раньше называлась Второй Подьяческой. Малая Подьяческая —коротенькая улица. Канал Грибоедова (бывший Екатерининский) здесь делает петлю, изгиб. Это одно из самых красивых мест канала. Эти улицы — будто в его створе. Малая — хорда от канала до канала. Когда я сюда приехал в 69-ом году, здесь была булыжная мостовая. Травка росла между булыжниками, собаки валялись, и никого: ни машин, ни велосипедов. Иногда только проезжал тун электрический. ЖЭКовские дела. Всё, тишина и полный покой. Сегодня здесь полно машин — ни пройти, ни проехать».
ЛЮДМИЛА РЕХАЧЕВА,инженер-конструктор:
«Автомобилей было мало в городе. У всех Подьяческих не было переезда на другую сторону — был тупик. Малая Подьяческая начинается от пешеходного Львиного мостика. Подьяческий мост был пешеходный — узенький, деревянный, с очень крутыми ступеньками. Все там падали. Новый мост сделали доступным для транспорта только в 60-е годы. Можно было играть на улице, бегать. Такая была патриархальная тишина».

Но тишина давно уже ушла в прошлое. 
Надо сказать, что возникли Подьяческие улицы ещё в первой половине XVIII века. Сначала появилась Большая Подьяческая, которая первоначально называлась ― Морская Мастерская улица, так как на этом месте собирались возводить дома для мастеровых Адмиралтейской верфи. Ну а позже явились взору и её младшие сёстры ― Средняя и Малая Подьяческие, которые тоже в разное время именовались по-другому. И только когда на Адмиралтейский остров перевели Сенат, улицы стали заселять мелкие чиновники, «люди малого сословия», как тогда говорили, и в частности, подьячие ― отсюда и пошло название «Подьяческие».
Однако со временем состав населения здесь стал меняться ― и уже в XIX веке эти улицы глянулись литераторам.

ЕЛЕНА ЖЕРИХИНА,историк:
«В александровское царствование, когда уже был построен Каменный театр, здесь жили многие русские литераторы. На Малой Подьяческой жил Шишков, который заведовал литературной частью императорских театров и постоянно репетировал с нашими лучшими драматическими актрисами. На Средней Подьяческой, на углу, жил А.С. Грибоедов, тогда еще совсем молодой, только приехавший из Москвы. Именно тогда за четверную дуэль он был первый раз сослан на Кавказ».
БОРИС БЕРЕЗОВСКИЙ,президент Филармонического общества Санкт-Петербурга:
«Подьяческие упоминаются еще у Достоевского. Надо сказать, что достопримечательностей здесь много, но главная — дом №15 (на углу Средней и набережной канала Грибоедова), в котором жила старуха-процентщица, героиня романа по Федора Михайловича. Здесь Раскольников ее убил. Сюда туристов часто возят. Дом №5 тоже очень интересный, потому что здесь родился Мравинский, насколько я понимаю. Во всяком случае, жил в детстве. Мравинские были родственниками с семьёй Коллонтай — с одной стороны, а с другой — с Лотаревыми. Поэт Игорь Северянин (псевдоним И. Лотарева) тоже здесь жил. Дом невероятный. Тут стала селиться и знать. Вторые и третьи этажи доходных домов. были заселены крупными чиновниками. Дальше-то начинается Коломна. Там было по-другому. А здесь — служивая часть, самый-самый Петербург».

Да, здесь, действительно, «самый-самый Петербург», настоящий, подлинный ― с проходными дворами, нынче, правда, закрытыми.

ЛЮДМИЛА РЕХАЧЕВА,инженер-конструктор:
«Можно было с Большой Подьяческой до Малой добраться проходными дворами. Конечно, мы играли в казаков-разбойников. Это была любимая игра. Родителям нас было не найти.В каждом доме был свой дворник, как правило, это был мужчина. Он был другом всей детворы. У нас до войны был дворник дядя Миша. После войны, естественно, дворниками стали женщины».
БОРИС БЕРЕЗОВСКИЙ,президент Филармонического общества Санкт-Петербурга:
«Когда-то дворник был опорой полиции и жителей. Мальчишки, девчонки, хулиганы — все было у него на глазах. Ворота закрывали, по звонку он их открывал. То есть это был хозяин в доме. Сегодня так не происходит, и от этого больно…»

Увы, сейчас здесь сугробы. Настоящий зимний петербургский пейзаж.  Неожиданно возникает на Большой Подьяческой детский стадион, умостившийся между старинных домов. В ленинградское время, как вспоминают жители, на Подьяческих в ходу были такие детские забавы, как драки.

ЛЮДМИЛА РЕХАЧЕВА,инженер-конструктор:
«И девчонки, и мальчишки — все дрались. Улица — на улицу, двор — на двор. Подьяческая — на Подьяческую». 

Такой был драчливый патриотизм дворов и улиц. Но здесь не только дрались ― Подьяческие улицы были ещё и удивительно музыкальны.

ЛЮДМИЛА РЕХАЧЕВА,инженер-конструктор:
«У многих были музыкальные инструменты. Идешь по улице, окна открыты: Шопен звучит, а из другого дома — Чайковский. Очень было приятно. В доме напротив второй этаж занимал цыганский табор. Они красиво пели. Интересно вспомнить о том, как в 60-е годы там проходила свадьба. Как поется в песне, «свадьба пела и плясала» — от канала и до Римского-Корсакова».

И конечно, не зря ещё до автомобильного бума Подьяческие улицы называли «слободкой близ Театральной площади».

БОРИС БЕРЕЗОВСКИЙ,президент Филармонического общества Санкт-Петербурга:
«Здесь очень много жило артистов, музыкантов. Рядом же — Мариинский театр, консерватория. Должен рассказать, что доходные дома были построены в конце XIX века. Они полтора столетия стоят, им ничего не делается. Они войну выстояли, блокаду выстояли. Дома очень хорошо сделаны, и у каждого — свой архитектор, каждый чем-то интересен».

И это действительно так. Например, в доме №1 по Средней Подьяческой первоначально находилось знаменитое издательство Адольфа Маркса, которого величали «генералом в издательской армии». И что важно, будучи истинным просветителем, он издавал книги и для читателей, не обременённых особым достатком.

ЕЛЕНА ЖЕРИХИНА,историк:
«Эти книги стоили дешево. Была даже серия «Книга-копейка», в которой выходили произведения классической литературы. Это было время, когда Белинского и Гоголя с базара действительно понес весь русский народ. До 1910-го года это издательство находилось по адресу: Средняя Подьяческая, дом 1. В 1904-ом году участок напротив, по Средней Подьяческой, дом 2, купило Екатерининское собрание». 

Многие помнят, что фасад этого дома украшали фигуры, олицетворяющие культуру, просвещение, коммерцию и благотворительность. В настоящее время эта скульптурная группа находится на реставрации, и все с нетерпением ожидают (вот уже 15 лет) её возвращения на историческое место. 

ЕЛЕНА ЖЕРИХИНА,историк:
«Это очень красивое здание, оно прекрасно вписано в изгиб канала. Это одно из знаковых сооружений кварталов, примыкающих к Театральной площади. Этот театр очень полюбили. И если вначале здесь были безликие оперетки, лишь гастролеры снимали зал, то уже с 1909-го года в здании располагалась антреприза Дягилева. Репетировали знаменитые «Русские сезоны» перед гастролями в Париже. Здесь бывали Шаляпин, Карсавина, Павлова — все звезды Серебряного века. Кроме того, в это же время сюда переселился театр «Кривое зеркало» под руководством Кугеля, и на его спектакли, которые были очень популярны в Петербурге 1910-х годов (например, «Вампука» — сатира на оперы Верди) сбегался весь город».

В советское время в этом здании размещалось старейшее предприятие отечественного морского судостроения ― Центральное конструкторское бюро «Балтсудпроект». Сегодня этот дом передают «Петербург-концерту». Вскоре, надо думать, вернутся на законное место и Культура, и Просвещение, и Благотворительность, и, разумеется, Коммерция ― куда же нынче без неё.
Львиный мост, соединяющий Малую Подьяческую и Львиный переулок, детвора с этих улиц считала своим и, конечно, обожала красавцев-львов.

ЛЮДМИЛА РЕХАЧЕВА,инженер-конструктор:
«Мой папа был дикий фантазер. Он со мной во всякие штучки играл. И когда мы ходили к мостику, он говорил, что львы по ночам оживают и ходят, посещают детей, которые хорошо себя ведут, и оставляют им подарки. А утром они возвращаются. Львы были очень ободранные до войны. И папа говорил: «Смотри, какая у него лапка раненая! Это он ночью ходил и поранился». Я говорила: «Папа, надо бы подлечить». Мы на другой день мазали эту лапу. Не помню чем, может быть, вазелином. Вот такая была история. Подарки я находила ― от льва». 

Чудесная история. А ещё можно вспомнить, что здесь, на Подьяческих, была такая «бытовая» достопримечательность, как пивной ларёк ― тоже, так сказать, живое место…

БОРИС БЕРЕЗОВСКИЙ,президент Филармонического общества Санкт-Петербурга:
«Это достопримечательность советского времени. На углу канала Грибоедова и Римского-Корсакова был пивной ларек. Зимой там было подогретое пиво в чайнике. Его смешивали. А летом — нормальное пиво. Все мы ходили с бидончиками: или квас купить, или пиво. Конечно, и пьяницы тоже были, что говорить. Всякое бывало. Нормальные мужики приходили с рыбкой. Вобла была хорошая, не такая, что теперь в магазинах продается. Сейчас в любых магазинах всё есть, но это была другая вобла. Отбивали ее о каменный или мраморный парапет. Кто-то с собой водочку приносил — с пивком ершика делали, ясное дело. Это было очень даже своеобразно. Колорит был свой определенный».

Это точно: и вобла была другая, и колорит другой, всё меняется… 
Неизменно одно: в створе Большой Подьяческой всё так же сияет купол Исаакиевского собора ― и это непреходящее. И эти улицы, несмотря на перемены, остаются любимым местом для романтиков и мечтателей.

ЕЛЕНА ЖЕРИХИНА,историк:
«Здесь как раз и ходил петербургский мечтатель Достоевского. Федор Михайлович жил ближе к Сенной площади, и нам кажется, что он изображал только Столярный переулок, но много писал он и о Подьяческих. Этот квартал и считается в действительности кварталом Достоевского. Я называю свои прогулки по этим местам «прогулками петербургского мечтателя».

И этим прекрасны старые улицы Петербурга, словно погружённые в свои воспоминания. Подьяческие не утратили свои исторические названия, и это особенно дорого, потому что, как писал Николай Анциферов, «городские названия ― это язык города. В них живёт память о прошлом».