Автор сценария — Светлана Мосова
Режиссёр — Александр Щербаносов
Этот проспект, берущий начало от Арсенальной улицы, возник ещё в XIX веке. Это проспект с большой историей ― и бытовой, житейской, и всероссийской, в масштабах страны. Его красивое, тёплое название ― Кондратьевский.
Надо сказать, что первоначально проспект назывался иначе. Дело в том, что эти места были дачные, здесь был курорт, и все с удовольствием пили минеральную полюстровскую воду из источников. А земля принадлежала графу Кушелеву-Безбородко, в связи с чем проспекту и было дано название ― Безбородкинский. А в 1918-м году он был переименован в Кондратьевский ― в память об Александре Кондратьеве, одном из организаторов Социалистического союза рабочей молодёжи Выборгского района.
СТАНИСЛАВ ГРИБКОВ,заслуженный деятель искусств России: «Это был человек очень достойный. Он погиб в Гражданскую войну.
Сейчас название очень благозвучно — Кондратьевский проспект. Герой войны заслужил, что в памяти горожан осталось его имя».
ВСЕВОЛОД МЕЛЬНИКОВ,архитектор, краевед: «О нем — знаменитая песня:
За фабричной заставой,
Где заказы в дыму,
Жил парнишка кудрявый,
Лет семнадцать ему.
Кондратьев застрелился, когда ему еще и 18 лет, кажется, не было чтобы не попасть в плен. Он был комиссаром, отряд был разбит. Дело было под Бугульмой, если я не ошибаюсь. Об этом и песня».
Да, жизнь Саши Кондратьева стала песней. Он навечно остался 17-летним, так его и называют ― Саша… Сам же проспект, названный его именем, ― это целый мир. И для каждого в нём есть что-то своё, личное.
ВАЛЕНТИНА ЛЕЛИНА,историк архитектуры, писатель: «Для меня — это прежде всего заводы: три знаковых предприятия: «Феникс», завод «Розенкранц» и «Металлический». Но их было на самом деле гораздо больше. Если пойдём от Арсенальной, увидим сначала станкостроительный завод «Феникс», в советское время он назывался «Свердлов». Потом — завод «Розенкранц», теперь это «Красный выборжец». Потом гигантская территория Металлического завода, потом завод «Промет» и так далее — до Полюстровского и Охты.
Конечно, знаковым событием было строительство недалеко от Кондратьевского в 20-е годы подстанции Волховской ГЭС — по проекту очень известного архитектора Оскара Мунца. Это памятник архитектуры. Можно сказать, шедевр своего времени. Несмотря на то что он находится в стороне, его присутствие здесь сказывается».
Проспект условно можно разделить на две части ― жилую и промышленную. Тыльной стороной промзона обращена к Кондратьевскому. Но то, что принято называть «промзоной», на самом деле — подлинные памятники петербургского промышленного зодчества. Это знаменитые заводы, которые перемежаются со зданиями старинных доходных домов. Это дает улице тот самый неповторимый аромат времени.
СТАНИСЛАВ ГРИБКОВ,заслуженный деятель искусств России: «Здесь довольно много жилых домов (бывших доходных) с интересными элементами архитектуры петербургского модерна. Это историческая часть дореволюционного Петербурга в основном сохранилась. Исключение составляют некоторые заводы».
Увы, одни заводы исчезли, другие изменили свой статус. Например, нарядное здание бывшего литейного цеха Ленинградского металлического завода. Теперь это Деловой центр «Кондратьевский». Прямо скажем, смотрится красавцем. Горожане, детство которых прошло на этом проспекте, помнят, каким он был в 60-е и 70-ые годы…
ВИКТОР БЫЧКОВ,актёр театра и кино: «Кондратьевский был тупик. До железной дороги был еще город. Кладбище — это конец города. Чем ближе к центру, тем дальше от себя, от своего района. Чем дальше от центра, тем больше чувствуешь, что ты все-таки местный. Так и варились здесь. Раньше же районами жили. Когда я маленький был, ходил на последнюю драку Смольнинского и Калининского районов. Она происходила у Большеохтинского моста, то есть моста Петра I. Вот это была драка районов! Люди в чужой район не ходили, поэтому, если попасть на Невский из рабочего, можно и огрести. Сразу было видно: ты не центровой, какой-то пришлый.
Если магазин был, то его называли «Чулок», потому что он был длинный по протяженности, и в него «входили» — как в чулок.
СТАНИСЛАВ ГРИБКОВ,заслуженный деятель искусств России: «В конце Кондратьевского проспекта были чудные цыганские бани. Местные, наверное, помнят. Очень уютные. Всё равно, конечно, их снесли».
«Цыганские бани» ― так прозвали их в народе, потому что рядом был дом, в котором жили цыгане.
ВИКТОР БЫЧКОВ,актёр театра и кино: «Это был огромнейший дом. Я там был даже на свадьбе, гостей было 500 человек, и варили все блюда в огромном-огромном чане.
Светоч знаний и чистоты, красоты и искусства — это баня. При входе она разделялась на женское и мужское отделения, а посередине были залы парикмахерской. Искусности не было, но все приходили туда стричься. Каждую субботу все шли со своими тазиками в баню».
А вот центром Кондратьевского проспекта является площадь имени Калинина ― с памятником «всесоюзному старосте». Так называли Михаила Ивановича Калинина. Здесь же находится и Калининский универмаг, который сохранил своё старое название и по-прежнему работает, то есть не изменил себе, что по нынешним временам большая редкость.
Отдельная история ― это Кондратьевский жилмассив, построенный в 1930-м году для рабочих промышленных предприятий. Интересно, что адрес жилмассива ― Кондратьевский проспект, 40, то есть это один дом, состоящий из 12 корпусов. В обиходе их называют «сороковые корпуса», или просто «корпуса». Строился этот жилмассив во времена так называемого «нового быта», когда была объявлена война домашней кухне и прочей рутине: «Все на стройку социализма!», и поэтому кухни здесь были маленькие, а ванн вообще не было: «Все в баню!». Сегодня эти «корпуса» признаны непригодными для жилья, но они являются памятником конструктивизма. В общем, будущее Кондратьевского жилмассива неизвестно.
Как и у любой улицы города, у Кондратьевского проспекта — своя индивидуальность, свои особенные черты.
ВАЛЕНТИНА ЛЕЛИНА,историк архитектуры, писатель: «Я думаю, любого жителя спроси: «Что для вас Кондратьевский?» ― и он прежде всего назовет кинотеатр «Гигант». Так скажут люди советского периода, потому что они ездили именно в этот кинотеатр. И, конечно, вспомнят рынок. Обязательно».
Кондратьевский рынок в ленинградское время был чрезвычайно популярен, причем горожане называли его ― Птичий.
ВСЕВОЛОД МЕЛЬНИКОВ,архитектор, краевед: «Я бы сказал, что это один из самых известных рынков в городе. Не знаю, почему так сложилось, но рыбаки, птичники, аквариумисты и прочие именно здесь получают наибольший кайф. Это, наверное, какая-то традиция».
СТАНИСЛАВ ГРИБКОВ,заслуженный деятель искусств России «До сих пор, когда туда заходишь, раздаются крики петухов, которые говорят: «Доброе утро!». Мне даже нравится. Как будто я приехал куда-то на природу. На рынке очень большой отдел, в котором продаются животные: и птицы, и кошки, и собаки, и прочие».
ВАЛЕНТИНА ЛЕЛИНА,историк архитектуры, писатель: «Для меня самое драгоценное, что при строительстве этого рынка Л. М. Хидекель, очень известный архитектор периода конструктивизма, использовал сохранившиеся фермы на заклепках, которые когда-то стояли на Сенной площади. На знаменитых дореволюционных фотографиях можно увидеть Сенную площадь с такими павильонами. Фермы из этих павильонов использовали при строительстве Кондратьевского рынка. Они сохранились до сих пор».
Сохранилась и здание бывшей богадельни Общества вспоможения приказчикам и сидельцам. В советское время в здании разместилось отделение милиции, хорошо известное нарушителям общественного порядка. А рядом и по сей день стоит таинственный домик за забором. Удивительно, что эта избушка пережила все времена и уцелела среди высоток. Местные жители всегда были уверены, что это неспроста…
ВИКТОР БЫЧКОВ,актёр театра и кино: «Там яблоневые деревья были. Естественно, в детстве, если увидишь яблоки, надо взять, залезть на дерево. И тебя, шкета, учили: «Туда нельзя!», потому что есть «охранная» бабка. В смысле? Как «охранная»? У нее есть индульгенция от Ленина. То ли Ленин здесь прятался, то ли Ленину здесь было хорошо. Может, это бабка, которая знала его лично. Никто об этом не помнил. И это до сих пор — тайна, покрытая мраком».
Легенд много. Но люди сведущие говорят, что этот дом был построен ещё сто лет назад для работников богоугодного заведения, и последними его владельцами были две сестры ― Еликонида и Ника, проводившие время в трудах и молитвах. Их уединённость и давала основания для этих легенд.
В конце Кондратьевского проспекта, как известно, находится старинное Богословское кладбище.
СТАНИСЛАВ ГРИБКОВ,заслуженный деятель искусств России: «На этом кладбище много достойных людей покоится. Я как музыкант, конечно, отмечу, что там находятся могила Евгения Мравинского и прочих. Разумеется, часто приходят к могиле Цоя. «К нему не зарастет народная тропа», как говорится».
ВИКТОР БЫЧКОВ,актёр театра и кино «Все заборы были исписаны: «Виктор жив!». Были стихи. Здесь собираются в день рождения и в день смерти. И я как-то приходил. У меня был такой наряд: черные брюки, черная куртка, черные ботинки, черная рубашка. Я черные очки надевал, и шел на кладбище — к Цою».
На Богословском кладбище похоронен и командир подводной лодки С-13 Александр Маринеско. Именно поэтому на Кондратьевском был открыт Музей истории подводных сил России, названный в честь легендарного героя.
А ещё Кондратьевский проспект называют «дорогой в президенты».
ВСЕВОЛОД МЕЛЬНИКОВ,архитектор, краевед: «Здесь В. В. Путин занимался дзюдо. Сейчас здесь все отремонтировали. Путин был в курсе перспектив, поэтому наш завод «Арсенал», Металлический завод были частью ВПК. Металлический завод не только турбины выпускал, а еще и двигатели. Можно сказать, что это дорога — в президенты Российской Федерации.
Наша команда «Зенит» родилась здесь. Раньше существовала команда «Сталинец», металлический завод носил имя Сталина. История футбольной команды начинается отсюда. Кондратьевский проспект — это как будто еще и спортивная линия».
Да, в истории этой улицы много интересных и ярких страниц. И с течением времени их становится всё больше. О том, что первоначально здесь была дачная местность, напоминает название улицы Минеральной, примыкающей к Кондратьевскому проспекту.
ВАЛЕНТИНА ЛЕЛИНА,историк архитектуры, писатель: «Несмотря на то что парк и дачная зона исчезли, что-то здесь осталось. Какое-то воспоминание… Вдруг встретишь во дворах или в скверах довольно старые томные лиственницы… В целом эта часть города, конечно, сильно переменилась, потому что индустриализация в советский период была гораздо более масштабная, чем до революции. Но именно Кондратьевский — лицо этой части города, он сохраняет свою неповторимость».
Неповторимость заключается в том, что все времена оставили здесь свой след: и старый Петербург XIX века, и конструктивизм начала ХХ столетия, и сталинский ампир 50-х годов, и хрущёвки «развитого социализма» 60-х, и панельные «брежневки» 70-х. А над все этим возвышаются бетон и стекло ХХI века ― тоже памятник своей эпохе.