Лана Конокотина  В центре зала – «Топ 20» – лучшее из лучшего! В новых, современных витринах, выполненных в стилистике исторических «кленцевских» витрин, тяжёлые античные вазы будто лишились гравитации… И парят в потоках света!
Кратеры, амфоры, гидрии, килики, скифосы, киафы… Эрмитажное собрание античных расписных ваз — одно из лучших в мире! Но никогда ещё свои шедевры музей столь выигрышно не выставлял!
Михаил Пиотровский,директор Государственного Эрмитажа: Один из главных планов развития Эрмитажа последние 20 лет было преображение, реставрация, возвращение в экспозицию всех залов. По существу, весь главный комплекс Эрмитажа отреставрирован, это предпоследний зал. Понадобилось очень много усилий, чтобы его отреставрировать. Потому что его надо было освободить от хранения, от хранителей.
В Зале ваз оказались максимально полно представленными две самые крупные, самые важные школы античной вазописи: древнегреческая, «аттическая», и древняя итальянская — «южноиталийская». В отличие от греческих, итальянские вазы, в большинстве своём, были предназначены специально для погребений. Многие из них поражают внушительными размерами и замысловатостью декора.
Елена Ананьич,заместитель заведующей Отделом античного мира Государственного Эрмитажа: Это удивительная ваза, она всегда была в запасниках и мы не имели возможности, к сожалению, её показывать из-за нехватки места. Посмотрите – алтарь – вы видите, что над ним горит огонь, от него даже летят искры! Представляете, как это сложно было передать в IV веке до новой эры мастеру, который делал вазу, в сущности, вслепую.
В особую подгруппу музей выделил необычайно колоритные памятники «керченского стиля»: их древние греки производили специально на экспорт в Северное Причерноморье, изображая то, что было по вкусу варварам: грифонов, амазонок, разные сражения.
Анна Трофимова,заведующая Отделом античного мира Государственного Эрмитажа: В этом зале мы показываем не только сами вазы, но и ещё и историю коллекции: две вазы – они были найдены археологами в середине XIX века при раскопке кургана Юз-Оба. Рядышком на стойке, на гравюре, вы видите изображение: это те самые вазы, которые археолог держит в руках.
Собрание античной керамики пополнялось различными путями. Статус «одного из лучших» получив во времена правления Александра II. Тогда императорский музей стал счастливым обладателем части громадной коллекции итальянского маркиза Джанпьетро Кампаны — знаменитого предпринимателя, банкира, мецената, филантропа, археолога, личности легендарной и очень противоречивой.
Михаил Пиотровский,директор Государственного Эрмитажа: Он проворовался. И его коллекцию продавали. И за неё бились Россия и Франция, Лувр и Эрмитаж. А именно — Александр II и Наполеон III. И мы тогда её разделили пополам. И когда коллекция приехала в Эрмитаж (в неё, кстати, входит знаменитый громадный Юпитер), — это была целая операция: как её выгружали, располагали.
Прекрасным эпилогом к рассказу об эрмитажных шедеврах античной вазописи могли бы стать строки Валерия Брюсова… «Как стих божественной поэмы, как вечно ценные алмазы, гласят раздробленные вазы… что их творец хотя б на миг все тайны вечности постиг»…