Лана Конокотина,корреспондент: По мнению Акилле Перилли, искусство ХХ века слишком сложное, перегружено объяснениями. Усложнять, конечно, можно до бесконечности. Но последнее слово всегда должно оставаться за человеческой фантазией. Именно она, по словам художника, отыщет тропы и подземные ходы, способные превзойти самый строгий формальный контроль.
Итальянский абстракционист – настоящий долгожитель в искусстве! Ему сейчас за 90. И творит он уже более 70 лет, начав карьеру ещё в послевоенные годы. В 1947-м молодые римские художники, в числе которых был и 20-летний Перилли, создали объединение «Форма 1». Единомышленники активно выставлялись, как и положено молодёжи, отрицая все традиционное, консервативное, скучное. Будучи приверженцами марксистской идеологии, они пытались доказать всем и вся, что именно их чистое, формальное, абстрактное искусство идеально подходит для того, чтобы стать главным рупором марксизма, заменив надоевший реализм.
Дмитрий Озерков, заведующий отделом современного искусства Государственного Эрмитажа: Наша выставка делется на два зала. Мы находимся у самых ранних работ художника. С чего начал Перилли – с экспериментов на тему разных работ. Вот эта работа, можно представить, что это «Смех» Умберто Боччони. Такой ресторан, вариация на эту тему. Здесь что-то от Андре Дерена, от его пейзажей. Здесь мы можем думать про попытку уйти за центр картины. Спокойно, медленно возникает попытка внести диссонанс в картину.
Попытка внести диссонанс в картину станет впоследствии магистральной линией зрелых творческих поисков художника. Почерпнув очень многое в наследии «отцов» мировой абстракции, Кандинского и Мондриана, Акилле Перилли, тем не менее, постоянно упрекал мэтров в том, что они так и не сумели преодолеть «диктат центра картины», отказаться от «композиционного баланса», тем самым, особенно далеко не уйдя от эстетических норм Ренессанса или барокко. В работах же самого Перилли абстрактные структуры живут своей, только им понятной жизнью, стремясь то и дело вообще вырваться за пределы полотна.
Дмитрий Озерков, заведующий отделом современного искусства Государственного Эрмитажа: История про абстракцию в Италии, попытку помыслить таким образом нам позволяет прийти к таким именам, которые на первый взгляд не известны и забыты. Но при этом их революционность, их маргинальность заставляет говорить о том, что они повлияли на многое.
Светлана Адаксина,заместитель генерального директора Государственного Эрмитажа: Мы показываем разные виды искусства. И разного времени. Мы открыли недавно грандиозную выставку Пьеро делла Франческа, одного из самых загадочных художников эпохи Возрождения. А сегодня мы открываем совершенно противоположную по смыслу и содержанию современную выставку современного художника.
Знакомить петербуржцев с эталонной итальянской классикой и многообразной современностью Эрмитаж планирует продолжать и дальше. Италии ведь никогда много не бывает!