Лана Конокотина  Кажется, всё это — живопись на холсте! Но нет. На самом деле, все эти картины — фарфоровые. И подобных, превосходно выполненных обманок, на новой эрмитажной выставке очень много. Разгадывать их — увлекательнейшая игра. Которая, как музей уверен, придётся по душе посетителям абсолютно всех возрастов!
Многие обманки, не прочитав каталог или этикетку, самостоятельно разгадать практически нереально! Ну вот кому, к примеру, придёт в голову, что кружевной воротник — создан из семечек огурца?! А цветы и листья на шпильке — вовсе не из голубой эмали, а из перьев маленькой птички, зимородка?
Михаил Пиотровский,директор Государственного Эрмитажа: А это — совсем потрясающая история! Это яйцо отдают на реставрацию одному из крупнейших реставраторов, ювелиров мира. А он говорит: «Это мы берём, а бантик отдайте специалистам по тканям!». Но бантик, он как раз сделан из серебра! Именно бантик ему и приносили.
Ирина Багдасарова,старший научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа: Эту витрину мы назвали «Мухи и насекомые». На стекле действительно изображены мухи, бабочки, мотыльки. Дело в том, что когда в такие стаканы, графины и другие посудные формы наливалась вода (или даже водка) то они становились объёмные и визуально шевелились!
В создании столь интригующей и эклектичной выставки смогли поучаствовать почти все эрмитажные отделы! Ведь иллюзорные объекты присутствовали в искусстве всех без исключения эпох и народов. Только цели они преследовали разные! Древнеегипетские обманки — вещь более чем серьёзная! Иллюзия философская, связанная с загробным культом. Усопших сопровождали многочисленные имитации необходимых в быту реальных предметов. К античным обманкам можно отнести и мраморные статуи с виртуозно проработанными, будто настоящими складками… И помпейские фрески, создававшие ощущение трёхмерности. Расцвет же стопроцентно шутливых обманок пришёлся на галантную эпоху, обожавшую всевозможные розыгрыши.
Михаил Пиотровский,директор Государственного Эрмитажа: Эта выставка насыщена такими иллюзорными вещами, такой игрой, которая, на самом деле, не совсем игра! А способность человека превратить одно в другое, подражать природе. Вещи из простых материалов имитируют вещи из богатых материалов! Это главная вещь человеческая — имитировать то, что тебе недоступно! Золото имитировать. Из себя изображать умного, когда ты не умный!
Ирина Багдасарова,старший научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа: Обманка как произведение искусства никогда не существовала сама по себе. Как правило, она участвовала в каких-либо жизненных сценах. Будь то библиотека, например.
лана конокотина  В этой библиотеке, к сожалению, ничего прочитать не получится. К примеру, здесь: кажется, что книги стоят на полке… Но, на самом деле, полки пустые!
Шкатулки в виде книг… Деревянные фигуры в человеческий рост, поджидающие доверчивых гостей где-нибудь в конце аллеи… Фарфоровые овощи и фрукты, которые так и хочется съесть… Чтобы уж совсем запутать зрителя, некоторые обманки Эрмитаж расположил рядом с теми предметами, которые они имитируют. Лёгкая, игривая, в то же время, глубокая и очень философская выставка блестяще рассказывает о необъятной музейной коллекции. И заставляет в очередной раз задуматься об иллюзорности этого мира…