Три главных блокбастера декабря: битва за бокс-офис Аквамена, Бамблби и Человека-паука.
На этой неделе в битве за бокс-офис сошлись сразу три главных декабрьских релиза – новый персонаж киновселенной DC Comics – Аквамен, спин-офф «Трансформеров» — «Бамблби» и анимационный Человек-паук. То, что три голливудских блокбастера атаковали российские кинотеатры одновременно, произошло неспроста. Как известно, Минкульт постоянно расчищает праздничные уик-энды для отечественного кино, однако, здесь дистрибьюторы не стали дожидаться указания сверху и по внутренней договорённости сами сдвинули американские фильмы в прокате на середину декабря, чтобы в новогодние каникулы россияне смогли увидеть только наше новое кино во главе с военной драмой «Т-34». Тем временем, даты релизов в России «Аквамена», «Бамблби» и «Человек-паук: Через Вселенные» в кои-то веки совпали с их мировыми премьерами, поэтому есть уже первые данные о том, как эти блокбастеры стартовали в прокате за пределами нашей страны. Фантастический экшн «Аквамен» стал лидером международного топа по итогам прошедших выходных. Для этого, как часто и бывает, оказалось достаточно лишь хорошо стартовать в Китае. В Поднебесной лента собрала около 94 миллионов долларов. Что же будет в российском прокате – в обзоре Николая Корнеева.
Фильмы с окраины Европы: Фестиваль кино Португалии в Петербурге.
С 12 по 16 декабря в киноцентре «Великан Парк» проходит 4-й Фестиваль кино Португалии в Санкт-Петербурге, организованный киноклубом «Синемафия» при поддержке Института Камоэнса и Посольства Португалии в России. Фильмом открытия фестиваля стала масштабная историческая приключенческая драма «Странствие», снятая по мотивам одноимённой книги Фернау Мендеша Пинту прославленным португальским кинорежиссёром Жуау Бутелью, отмечающим своё 70-летие в 2019 году. Экранизация 1000-страничного романа Пинту, считающегося классикой португальской литературы, выдвинута от страны на соискание премии Оскар. Также в рамках кинофестиваля можно увидеть и лучшие португальские короткометражные фильмы, и хиты национального проката. Елена Морозова побывала на открытии португальского киносмотра в Петербурге.
Литературные бренды в кинематографе: Эпизод второй – Александр Солженицын.
11 декабря исполнилось 100 лет со дня рождения Александра Солженицына. Сегодня это имя знают во всём мире. Лауреат Нобелевской премии, автор книги «Архипелаг ГУЛАГ», выдающийся социальный мыслитель – одна из ключевых фигур в истории XX века. 100-летний юбилей русского писателя отмечается по всей стране. В частности, в Литературно-мемориальном музее Ф.М. Достоевского в Петербурге открылась выставка «Солженицын – фотограф». Александр Солженицын не был профессиональным фотографом. Освоением фотоискусства он занимался самостоятельно в годы своей «вечной» ссылки в казахском ауле Кок-Терек. В 2020-м году на российские экраны выйдет новый фильм по произведениям Солженицына – на этот раз режиссёр Глеб Панфилов экранизирует «Один день Ивана Денисовича» с Филиппом Янковским в главной роли. Вообще, киноверсии творчества Солженицына можно пересчитать по пальцам, причём, преимущественно они были в зарубежном кинематографе. Елена Боброва решила посвятить второй эпизод нашей новой рубрики «Литературные бренды в кино» Александру Солженицыну.
Ретро-драма «Хрусталь»: фильм, который Беларусь выдвинула на Оскар.
На этой неделе до российского проката добралась сенсационная картина из Белорусии – ретро-драма «Хрусталь» режиссёра Дарьи Жук. Впервые за 22 года фильм от Белорусии выдвинут на Оскар – и это картина о постсоветском прошлом и новых надеждах на светлое будущее «Хрусталь», в котором главную роль сыграла российская актриса Алина Насибуллина, супруга рэпера Хаски. 90-е годы. Творческая девушка диджей Веля из Минска мечтает уехать в Америку. Из-за ошибки в поддельной справке на визу она оказывается в незнакомой семье, живущей в небольшом городке. Пока приютившие её люди заняты приготовлением к свадьбе, она собирается во что бы то ни стало добиться исполнения своей «хрустальной мечты». Так встречаются два мира девяностых: мир послушания и смирения, не сильно видоизменившихся, несмотря на падение Советского Союза, и мир новообретённой свободы, которой так много, что ею можно захлебнуться. Небывалый до того конфликт, даже не поколений, а мировоззрений очень точно показывает режиссёр-дебютантка Дарья Жук, уехавшая из Беларуси в Америку, закончившая там Гарвард и работавшая на HBO, главном кабельном телеканале для всех любителей телесериалов. Очевидно, что для неё в фильме много автобиографического и сама режиссёр не скрывает, что главная героиня – её альтер эго. Фильм «Хрусталь» снят целиком в Белоруссии – в Минске и на территории хрустального завода в Борисове. Одной из локаций стал минский Мемориальный музей-мастерская Заира Азгура, где собрана большая коллекция памятников советской эпохи.
Коротко о самых заметных ближайших событиях киноафиши Петербурга.
15 декабря в рамках проекта ARTPOKAZ в киноцентре «Родина» будет показан скандальный фильм «Грязь» 2013 года, снятый по мотивам одноимённого и не менее скандального романа Ирвина Уэлша, написанного в 1998-м. Брюс Робертсон — детектив сыскной полиции в Эдинбурге, который не отличается высокими моральными качествами. Его задача на сегодня — любыми способами получить повышение. Фильм полон противоречий: в нём переплелись элементы чёрной комедии с налётом фарса, кусочки криминального детектива и психоделической драмы, между которыми лавирует сюжет и главный герой, сыгранный Джеймсом МакЭвоем.
На Открытой киностудии ЛЕНДОК продолжает свою работу КИНОКЛУБ «Золотой коллекции» Госфильмофонда России, главного киноархива страны. Декабрьский цикл кинопоказов назван «Шекспир по-советски». 16 декабря можно увидеть легендарную экранизацию комедии Шекспира «Двенадцатая ночь», снятую режиссёром Яном Фридом на киностудии «Ленфильм» в 1955 году. Это была первая советская экранизация произведений английского драматурга, в связи с чем картина моментально стала одним из лидеров советского кинопроката 1955-го – тогда её посмотрело почти 30 миллионов зрителей. В главных ролях – Клара Лучко, Алла Ларионова и Вадим Медведев.
19 декабря в Русско-немецком центре встреч drb на Невском, 22 состоится киновечер Швейцарии при поддержке Генерального консульства Швейцарии в Санкт-Петербурге. Зрители смогут послушать лекцию филолога Юлианы Каминской о страноведении Швейцарии, а также увидеть нашумевший документальный фильм «Типично по-швейцарски». Что означает выражение «типично швейцарский»? Злые языки утверждают, что как раз в духе швейцарцев задавать такой вопрос. В двухсерийном документальном фильме три репортёра колесят по стране и пытаются выяснить, что именно делает Швейцарию Швейцарией.
Пятый Международный фестиваль документального кино «АРТДОКФЕСТ».
С 6 по 12 декабря в Петербурге прошёл в пятый раз Международный фестиваль документального кино «АРТДОКФЕСТ». В кинозале «Англетера» показали 32 картины, отобранные из 130 фильмов фестивальной программы. Киносмотр открылся фильмом «Сын» Александра Абатурова, посвящённым Дмитрию Илюхину, двоюродному брату режиссёра, который служил в спецназе и погиб в Дагестане в 2013 году. Завершил фестивальную программу 12 декабря вечер памяти погибшего документалиста Александра Расторгуева. О жизни «АРТДОКФЕСТА» — 2018 – в специальном репортаже нашей программы.
Лучшее документальное кино года: эксклюзивное интервью Президента «Артдокфеста» Виталия Манского нашей программе.
Российская программа Международного кинофестиваля «АРТДОКФЕСТ» всегда приурочена к подведению итогов года в сфере документального кино. 12 декабря в Москве вручили главную национальную премию в области неигрового кино – «Лавровую ветвь». Продюсером «АРТДОКФЕСТА» и премии «Лавровая ветвь» является знаменитый отечественный режиссёр-документалист Виталий Манский, с которым мы встретились незадолго до церемонии и обсудили главные тренды в отечественной документалистике и самые нашумевшие картины года в основных номинациях «Лавровой ветви». Их все, кстати, представили на прошедшем «АРТДОКФЕСТЕ».
И в рубрике «Сериальный конвейер»: вся правда о сиренах – премьера детективного хоррора «Страна приливов».
Время нашей постоянной рубрики «Сериальный конвейер». Интернет-монстр Netflix продолжает успешно расширять свой заморский контент. Он скупает пачками иностранные телесериалы или заказывает производство своих телешоу на языке оригиналов для локальных филиалов. Однако, англоязычные сериалы пока лидируют в фильмотеке стрим-сервиса. С 14 декабря всех подписчиков Netflix ожидает новый проект из далёкой Австралии. «Страна приливов» — это мистическая сверхъестественная криминальная драма под кодовым названием «Сирены». Сюжет 8-серийного проекта строится вокруг бывшего преступника, который приезжает в небольшой австралийский прибрежный городок Орфелин Бэй. Казалось бы, ну и ладно – пусть приезжает и живёт себе, однако, с его появлением обнаруживают тело местного рыбака, которое таинственным образом прибило приливом. В ходе расследования постепенно вскрываются шокирующие тайны из пресной жизни местных селян – среди них есть тайное общество полулюдей – полусирен – «Tidelanders». «Страна приливов» — это не купленный стрим-сервисом видео-контент у какого-нибудь телеканала Зелёного континента, это полноценный и оригинальный первый австралийский проект Netflix. В главных ролях заняты малоизвестные широкой мировой общественности австралийские актёры: Шарлотта Бест, Хантер Пейдж-Лошар, Аарон Якубенко. Единственная звезда шоу – испанская модель и актриса Эльза Патаки, знакомая всем по франшизе «Форсаж», а также ещё и тем, что является супругой главного Тора Австралии – актёра Криса Хемсворта.