Автор сценария — Светлана Мосова 

    Режиссёр — Александр Щербаносов 

 

Каждое здание на этой улице, как слоёный пирог, состоит из историй ― и архитектурных, и житейских. И, судя по названию, улица эта когда-то утопала в садах… 

Садовая улица не отличается прямолинейностью, свойственной центральным улицам Петербурга. Если пройти от начала до конца Садовой, можно заметить, как меняются её очертание, характер, настроение 

 

БОРИС КИРИКОВ,историк архитектуры, заслуженный работник культуры Российской Федерации: 
«Садовая — одна из старейших, из важнейших улиц в нашем городе. Она протянулась дугой почти на 5 км от садов около Невы до того места, где сливаются канал Грибоедова и Фонтанка. Садовая тоже входит в этот «стык». Улица проходит как раз между каналом Грибоедова и Фонтанкой, примерно повторяя их дугообразные очертания. Это очень важный элемент радиально дуговой планировки центра нашего города». 

Но почему ― Садовая?.. Дело в том, что с начала XVIII-го века на берегу Фонтанки стали строить богатые усадьбы, сады которых выходили на просеку будущую улицу Садовую. 

 

КОНСТАНТИН БРОНЗИТ,сценарист, режиссёр: 
«Трудно себе это представляю, но, видимо, так и было. И поэтому название прижилось. Насколько я знаю, его даже никто специально не придумывал. Так исторически сложилось: так говорили люди, и название осталось – Садовая улица. Кстати, насколько я знаю, однажды ее пытались переименовать, новое имя, кажется, 3-го июля, не прижилось. Очень быстро вернулось название старое – Садовая, и оно очень уютное, замечательное». 

Новое название улицы ― 3-го июля было дано в 1923-м году в память о демонстрации большевиков против Временного правительства. В 44-м году название «Садовая» было возвращено ― к общей радости её жителей. Конечно, садов в своё время здесь было гораздо больше, сегодня сохранилась лишь часть, но эта часть ― драгоценна. 

 

ВЛАДИМР СКВОРЦОВ,писатель, главный редактор журнала «Невский альманах»: 
«Напротив Марсова поля — Летний сад, дальше — Юсуповский садик, у Никольского собора — Никольский. На площади Тургенева то же есть садик. Они украшение Садовой улицы да и всего города». 

В народе Садовую называли «улицей рынков». И, разумеется, это тоже неспроста. 

 

БОРИС КИРИКОВ,историк архитектуры, заслуженный работник культуры Российской Федерации: 
«Садовая улица — важнейшая торговая магистраль нашего города: Большой Гостиный двор, Мариинский рынок, Щукин двор, Апраксин двор, Морской рынок, Никольский рынок и другие торговые точки делали Садовую улицу вместе с Сенной площадью, которую она пересекает, стержнем торговой жизни Петербурга». 

«Стержнем жизни» она была и для тех, кто родился здесь, для кого Садовая стала малой родиной.. 

 

ТАМАРА КОРНИЛОВА,преподаватель Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I: 
«Садовая была такая же популярная, как Невский. Для нас, по существу, это был Невский проспект. Садовая была главной улицей — длинной, большой, исторической. На Невском мы не так часто появлялись. Садовая была нашей жизнью». 

По Садовой можно было изучать историю архитектурных стилей ― здесь и XVIII век, и XIX; здесь и классицизм, и модерн, и барокко, и даже конструктивизм ХХ столетия!.. И ни одного вмешательства со стороны эпохи «развитого социализма».  

 

БОРИС КИРИКОВ,историк архитектуры, заслуженный работник культуры Российской Федерации: 
«Слава богу, на Садовой сложилась очень плотная архитектурная среда, которая не пускает новые постройки в свои тесные сплоченные ряды. Это территория входит в охранную зону Петербурга». Это было придумано ещё в Ленинграде». 

Поэтому Садовую называют «архитектурной витриной Петербурга», здесь творили великие зодчие: Растрелли, Кваренги, Лидваль, Валлен-Деламот и многие другие известные и выдающиеся. И поэтому что ни здание ― то история, памятник своей эпохи. Это и Михайловский замок с Михайловским садом, и знаменитый Гостиный двор (кстати, его Садовая линия носила название «Зеркальная» ― здесь торговали золотом, серебром и прочими драгоценностями). А напротив Садовой линии здание Российской Национальной Библиотеки, рядом Воронцовский дворец (впоследствии пажеский корпус, а с середины ХХ века ― Суворовское военное училище). 

На углу Садовой и переулка Крылова находится ресторан «Метрополь», тоже по-своему знаменитый. 

 

ТАМАРА КОРНИЛОВА,преподаватель Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I: 
«Ресторан шикарный. Он был на старинный лад. Пышные интерьеры, официанты, столы — все было грандиозно. Памятные даты, конечно, здесь отмечали, приходили. Это был популярный во всем городе, ресторан». 
ВЛАДИМИР СКВОРЦОВ,писатель, главный редактор журнала «Невский альманах»: 
«В студенческие годы ходили в «Пирожковую» и, когда денег было совсем мало, брали пирожки с картошкой. Они очень хорошо шли — тогда умели готовить». 

И слава о тех ленинградских пирожках, увы, пережила сами пирожки ― тем не менее любимая «Пирожковая» входит в список памятных мест и «не подлежит перепрофилированию».  

Среди популярных ресторанов города нельзя не вспомнить и ресторан «Баку» на Садовой и Итальянской. Рядом находился кинотеатр «Молодёжный». Были и другие любимые ленинградцами кинотеатры: «Сатурн» (нынче в здании располагается театр «Приют комедианта»), «Смена» (около Сенной площади). Там, где сегодня находится Дом молодёжи, был когда-то кинотеатр «Рекорд». 

Как известно, Университет путей сообщения императора Александра I размещается в бывшем Юсуповском дворце, что выходит на Фонтанку, а Музей железнодорожного транспорта находится на Садовой улице… 

 

ТАМАРА КОРНИЛОВА,преподаватель Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I: 
«Интереснейший музей. Здесь представлена история всего оборудования — начиная от основания железной дороги до наших дней. Показаны и самые современные технологии. Это очень познавательная выставка». 

Рядом Юсуповский сад, или, как ласково называют его жители, садик. 

 

ВЛАДИМИР СКВОРЦОВ,писатель, главный редактор журнала «Невский альманах»: 
«Юсуповский —совершенно уникальный садик. В советское время при входе даже стоял памятник Ленину. Садик всегда был популярен. Там всегда были люди разных возрастов: и бабушки сидели на лавочках, и молодежь веселилась, и дети играли. Великолепные пруды, и атмосфера необычная». 
ТАМАРА КОРНИЛОВА,преподаватель Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I   
«В те времена в саду была открытая эстрада. Очень много выступало коллективов: самодеятельные, народные, духовые оркестры. Разные артисты приезжали. В воскресенье играли военные. Была такая прелесть, такая обстановка радостная!..» 
КОНСТАНТИН БРОНЗИТ,сценарист, режиссёр: 
«Помню рыбу ловили даже. Почему же мы с отцом туда ходил? Он приучил меня к шахматам. Там собиралась вся «пенсия». Немножко в глубине садика, местные жители этого района приходили и бесконечно играли в шахматы». 

Есть на Садовой еще одно необычное здание ― фантазия Александра Лишневского. Это «Дом с совами», как его называют, хотя здесь не только совы, но и прочие многообразные чудища. ВпечатляетИнтересно, что предназначен он был для вполне мирных и земных делэто был Дом городских учреждений. 

Надо сказать, что на Садовой улице есть здания, которые являются для многих загадкой. Например, дом со скульптурной композицией «Женские головки» на уровне первого этажа Это своеобразная реклама косметического магазина, который размещался в этом здании в начале ХХ века. И, видимо, товар был превосходный: лица дев, как мы можем убедиться, выражают разные состояния ― от томности до восторга. Напротив стоит необыкновенно нарядный дом ― всем на загляденье: это бывшая лавка купца Алфёрова (архитектор Василий Шауб). 

 

БОРИС КИРИКОВ,историк архитектуры, заслуженный работник культуры Российской Федерации:
«Поразительно, что эта архитектурная миниатюра в стиле модерн — с масками, с выпуклыми витринами — стоит рядом с ассигнационным банком Джакомо Кваренги. Действительно, это один из шедевров архитектора. И конечно, здание создает определенный диссонанс. Но в то же время — это диалог эпох, диалог стилей, потому что Петербург стилистически очень многолик. В стиле модерн Федор Лидваль также построил здание для банка на Садовой, 34. А рядом — дом № 32. Это доходный дом, построенный Николаем Дмитриевым, в этом доме я жил. Я — житель Садовой улицы. Она прошла через мою жизнь, оставив очень большой след». 

 След оставила Садовая в жизни всех, кто родился или связал навсегда свою судьбу с этой улицей, освящённой великими именами. Например, в доме напротив Никольского рынка, жил и скончался великий русский полководец Александр Васильевич Суворов. 

 

КОНСТАНТИН БРОНЗИТ,сценарист, режиссёр: 
«Я много лет спустя, когда уехал отсюда, понял, в каком уникальном месте я жил. За домом Суворова есть шестиэтажный дом – Садовая, 66. Это мой дом. Наша коммуналка выходила прямо на Садовую, прямо из окон виден был потрясающей красоты пятачок: Никольская колокольня, Никольский собор и знаменитая «точка», с которой видно 7 мостов. По-моему, можно увидеть даже больше — 9». 

Дом 61 сегодня разглядеть сложно: идёт реставрация, и это хорошо. В этом доме жил Михаил Юрьевич Лермонтов, здесь были написаны поэтом гениальные строки… 

 

ВЛАДИМИР СКВОРЦОВ,писатель, главный редактор журнала «Невский альманах»: 

«Лермонтов создал здесь всемирно известное «На смерть поэта». Он написал это стихотворение, будучи очень молодым, когда жил в доме № 61 по Садовой улице. 

А еще на Садовой, напротив дома № 61, в котором живу я, есть пожарная каланча. И много-много лет на самом верху стоял пожарный. На самом деле, это был манекен. Я сам лично слышал обсуждения: «Смотрите! Да это не человек! Да человек, это же видно!» Он даже в шлеме был. Эта каланча тоже историческая. Она стоит с тех пор, когда еще на лошадях бочки возили и были ручные насосы, чтобы воду качать и тушить пожары».

Конечно, отдельная история ― это Никольский рынок. К слову, этот старейший рынок первоначально назывался Очаковским, так как его строительство было завершено в один день со взятием Суворовым турецкой крепости Очаков. В советское время в здании рынка размещалось производственное объединение «Металлопосуда». 

 

КОНСТАНТИН БРОНЗИТ,сценарист, режиссёр: 
«Кстати, я помню, как мы заглядывали в окна Никольского рынка со стороны Садовой улицы, смотрели, как здесь сидели тётеньки и штамповали кастрюли. Я видел в окнах станок, наблюдал за довольно сложной работой. Круглый лист железянки подставляли под пресс и на выходе получали кастрюлю. Всё это делалось здесь». 

Да, Никольский рынок ― уже давно не рынок, тем не менее название его живёт. И трамваи, идущие по Садовойтоже другие…  

 

КОНСТАНТИН БРОНЗИТ,сценарист, режиссёр: 
«Когда я жил в доме № 66, наблюдал историю развития трамвая. Первые трамваи, которые я помню с детства, были гигантские, тяжелые двухвагонные, деревянные. Они так грохотали!.. Будили всю улицу. Потом уже появились более компактные, металлические, одновагонные трамвайчики. Но все шли по одним и тем же путям. Я очень рад, что в городе это все сохранилось». 

Сегодня трамвай по-прежнему идёт по Садовой в Коломну, и там, где Садовая с Фонтанкой сходятся под острым углом, стоит так называемый «Дом-утюг», построенный Василием Шаубом на стыке эпох, на стыке улицы и реки… 

Вот такая она, эта Садовая: парадная ближе к Невскому проспекту, шумная и многолюдная близ Апраксина двора и Сенной площади, тихая и задумчивая, наполненная очарованием минувшего ― в Коломне Разная, многоликая, сохранившая для нас подлинный дух старого Петербурга.