Лана Конокотина,корреспондент: Открывшиеся в дни Международного культурного форума эрмитажные экспозиции объединяет одна общая тема — Италия. В Петербург с Апеннинского полуострова приехали помпейские древности, произведения Тинторетто. А также артефакты, рассказывающие о двух неаполитанских композиторах, творивших при дворе Екатерины Великой.
Доменико Чимароза прожил в Петербурге четыре года. Джованни Паизиелло — восемь лет. Работая в должности капельмейстеров, придворных композиторов, они сочинили много разных произведений, в частности, полтора десятка опер. На выставке можно увидеть несколько авторских рукописных партитур. В большинстве своём, посвящённых российской государыне.
Сергей Андросов,заведующий Отделом западноевропейского искусства Государственного Эрмитажа: В конце XVIII века у России были дипломатические отношения с Неаполем. И много неаполитанских музыкантов в это время работало в России. И вот наши итальянские коллеги предложили эту выставку совместную сделать, посвящённую Паизиелло и Чимарозе. И предлогом явилось то, что в Неаполе нашли музыкальные инструменты, которые они здесь получили в подарок от Екатерины Второй.
Паскуале Терраччано,посол Италии в России: Оба музыканта прекрасно чувствовали себя при дворе, но, несмотря на хорошие условия для работы, климат Петербурга им не очень подходил. Поэтому им в итоге пришлось уехать. Если же говорить в целом о выставках, открытие которых мы приурочили к культурному форуму, главная наша цель была показать всё, чем богата культурная жизнь Италии, во всех областях. Мы хотели сделать такой итальянский праздник: тут и театр, и музыка, и изобразительное искусство.
Приехавшие парные работы Якопо Тинторетто — одна из последних сенсаций. Долгое время считалось, что эти портреты неизвестных венецианских сенаторов написаны не самим выдающимся мастером северо-итальянского Возрождения, а кем-то из его многочисленных учеников. Однако недавняя реставрация доказала — автором лиц и голов высокопоставленных чиновников является, бесспорно, сам мэтр.
Ирина Артемьева,ведущий научный сотрудник Отдела западноевропейского искусства Государственного Эрмитажа: Это был выбор музея Коррер. Они хотели показать именно работы Тинторетто, в связи с тем, что мы отмечаем сейчас его юбилей, пятисотлетие со дня рождения.
Выставка же восьми шедевров из Помпей и Геркуланума – некое «превью», преддверие будущей масштабной экспозиции. Весной 19-го года в Эрмитаж прибудет множество подобных уникальных памятников — свидетелей трагического извержения 79-го года нашей эры, за сутки уничтожившего цветущие приморские античные города. Обрушив на людей и их дома потоки грязи и тучи вулканического пепла.
Паоло Джульерини,директор Национального археологического музея Неаполя: Начало интереса к этим погибшим городам восходит к 1738 году, когда был обнаружен Геркуланум. Через 10 лет в 1748 году были обнаружены впервые Помпеи. И с тех времён раскопки велись более или менее интенсивно. Организуя эту небольшую экспозицию, мы хотели показать, какие предметы сохранились до наших дней. Мы решили что-то выбрать из каждого жанра, из каждого вида искусства.
Что ж, для Петербурга итальянская тема всегда была, есть и будет особенной. Ведь именно итальянцы построили Город Петра, возвели Зимний дворец и Эрмитажный театр. Именно Италия вдохновляла многие поколения отечественных мастеров. Именно под итальянским жарким солнцем «Великий Карл» сотворил свой главный, нетленный, шедевр. Благодаря которому трагедия, случившаяся с древними Помпеями, нами с детства воспринимается как собственная, наша, очень личная трагедия.