ЛАНА КОНОКОТИНА, корреспондент: Анни Лейбовиц – один из самых титулованных мастеров портретной фотосъёмки современности. Перед её объективом успели побывать, пожалуй, все главные ньюсмейкеры последних четырёх десятилетий: от Джона Леннона и Йоко Оно до английской королевы Елизаветы Второй. В этом году девять избранных своих работ фотограф решила передать в дар Эрмитажу.
Персонаж из «Звёздных войн» — необычайно трогательный в нелепом ящике для перевозки. Ли Бовери — известный герой лондонской богемной тусовки 80-ых — начала 90-ых, прославившийся своими перфомансами и эпатажными костюмами. И совсем молодой Ди Каприо, только-только проснувшийся знаменитым после выхода «Титаника».
ДАРЬЯ ПАНАЙОТТИ, сотрудник Отдела современного искусства Государственного Эрмитажа: Анни делает не слащавый его очаровательный портрет. Она делает цельный образ, прочитать который, пожалуй, сможет только человек, знакомый с историей классического балета. Потому что умирающий лебедь и этот трагизм образа с умирающим лебедем она заимствует со снимков 20-ых годов Анны Павловой.
Своим творчеством Анни Лейбовиц постоянно доказывает, что даже коммерческая съёмка для глянцевых журналов может и должна быть приравнена к высокому искусству. Статусных моделей фотограф видит буквально насквозь. Никому из них не льстит, ни перед кем не заискивает, заставляет во время фотосессий даже самых капризных и несговорчивых знаменитостей играть по своим правилам. Именно Лейбовиц оказалось под силу уговорить английскую королеву сниматься не только без короны, но и вообще без головного убора.
ДАРЬЯ ПАНАЙОТТИ, сотрудник Отдела современного искусства Государственного Эрмитажа: Ей хотелось бы снимать королеву в традиции английской живописи пейзажной: портре на фоне пейзажа, за окнами Букингемского дворца. Ей это не позволили сделать. Ей хотелось снимать королеву в непафосном наряде. Ей не позволили это сделать. Вот, Лейбовиц пришлось выкручиваться. И пошёл такой слух, что обе женщины остались недовольны друг другом.
Наряду с портретами знаменитостей и кадрами, сделанными для глянцевых журналов, Анни презентовала Эрмитажу и несколько очень личных работ. Фото матери и маленькой дочери – Сары. Когда девочка появилась на свет, Лейбовиц было уже 52 года! На трети из подаренных Эрмитажу фотографий присутствует близкая подруга Анни — Сьюзен Сонтаг, известная писательница, искусствовед, сценарист, на протяжении многих лет боровшаяся со страшным заболеванием – лейкемией. Лейбовиц же самозабвенно фотографировала подругу, будто пытаясь перехитрить смерть, остановить, продлить мгновение.
ДАРЬЯ ПАНАЙОТТИ, сотрудник Отдела современного искусства Государственного Эрмитажа: Маленький тонкий чёрный контур, удаляющийся от зрителя, растворяющийся в свете. Символическое прощание с человеком, демонстрация, что он уходит в некий лучший мир.
Потеряв, пожалуй, самого близкого в своей жизни человека, Анни Лейбовиц не пала духом и продолжает активно работать, реализовывая всё новые и новые смелые и резонансные проекты, и часто повторяя в многочисленных интервью: «Надеюсь, я умру, снимая!»