Лана Конокотина,корреспондент: Микеланджело Буонаротти, как известно, обладал многими талантами: он был и художником, и архитектором, и мыслителем, и поэтом и, конечно же, скульптором. В собрании Эрмитажа присутствует один скульптурный его шедевр – знаменитый «Скорчившийся мальчик». Однако в ближайшие месяцы посетители музея имеют возможность познакомиться ещё и с графическим даром выдающегося мастера.
Приехавший из Британского музея небольших размеров рисунок «Распятие Христа» — уникальнейший, редчайший памятник. Дело в том, что это не эскиз, не подготовительная черновая работа, а самостоятельное, законченное произведение. Рисунок был создан для маркизы Виттории Колонна, близкой подруги Микеланджело, известной интеллектуалки и поэтессы. Приезд шедевра в Эрмитаж стал поводом, отправной точкой для интригующей выставки-исследования.
Михаил Пиотровский,директор Государственного Эрмитажа: Это, на самом деле, очень умная выставка, которая рассказывает о том, чем занимается музей. Музей не занимается привлечением посетителей и показом красивых картин, музей занимается исследованиями, которые создают культурный продукт. Вот это продукт исследования. Есть разные копии, гравюры, пересказывающие это «Распятие». Некоторые из них здесь выставлены.
Главной звездой выставки – помимо самого рисунка – стало предоставленное частным итальянским коллекционером небольшое живописное произведение, почти точно повторяющее микеланджеловскую графическую композицию. В последние годы некоторые исследователи выдвинули предположение, что эта живописная работа, вполне возможно, также является подлинником Микеланджело.
Зоя Купцова,младший научный сотрудник Отдела западноевропейского искусства Государственного Эрмитажа: Виттория Колонна писала Микеланджело: «Я получила Ваше «Распятие», одну из самых лучших картин, когда-либо виденных мною». Вот это слово «картина» оно цепляет многих специалистов. Итальянский исследователь Лионелло Пуппи – он связал эту картину со словами Виттории Колонны.
Михаил Пиотровский,директор Государственного Эрмитажа: Сейчас во многих картинах начинают находить руку мастера. Эта картина приехала, чтобы её обследовали в наших реставрационных мастерских, чтобы её обследовали наши искусствоведы и высказали своё мнение. Они в этой работе не нашли никаких технических противоречий.
Помимо вызвавшего резонанс итальянского произведения, готовясь к выставке, Эрмитаж исследовал и собственную работу неизвестного автора, во многом повторяющую композицию микеланджеловского «Распятия».
Зоя Купцова,младший научный сотрудник Отдела западноевропейского искусства Государственного Эрмитажа: Открылось имя художника, совершенно новое имя, нам ранее не известное. Но факт – Хендрик Болиданус он написал эту картину в 1575 в Риме. Уникальная надпись.
«Распятие» – одно из многочисленных визуальных воплощений философских, религиозных поисков Микеланджело, жившего в эпоху Реформации, обновления католической церкви, переосмысления образа Христа. Великий художник был человеком очень не простым. Любил одиночество, трудно сходился с людьми. Хозяйка рисунка Виттория Колонна оказалась в числе тех немногих, кому он по-настоящему доверял, с кем регулярно делился сокровенными идеями, в том числе и мыслями о Боге.
Михаил Пиотровский,директор Государственного Эрмитажа: «Распятие» — вообще вещь особая. Тут много можно рассуждать о самых разных теологических вещах. Распятие – это тело Христа, из таинства Евхаристии. Последняя «Пьета» Микеланджело, та, что находится во Флоренции, — считается, что она отражает его обращение дополнительное к Богу в конце жизни. А фигуру для алтаря он сделал такую, в которой тело Бога должно было присутствовать как во время таинства Евхаристии.