Лана Конокотина,корреспондент: Для любимого Эрмитажа Екатерина Великая за годы своего правления смогла приобрести целиком множество знаменитых собраний. Большой удачей императрицы стала покупка в 1779 году самого известного английского частного собрания — коллекции сэра Роберта Уолпола- первого в истории Великобритании премьер-министра, бывшего тонким ценителем и собирателем искусства.
На выставке в Меншиковском дворце не сами картины, которые мы можем увидеть в постоянной эрмитажной экспозиции, а гравюры с них. Подобные высокохудожественные отдельные листы и большие гравированные «каталоги» богатых европейских собраний в XVIII столетии были очень популярны. Одно но. В отличие от современных изданий такие альбомы создавались очень долго. Работать с коллекцией Уолпола мастера начали ещё за несколько лет до покупки собрания Екатериной Великой. А закончили почти через 10 лет после переезда произведений в Россию.
Сергей Орехов,научный сотрудник Отдела западноевропейского искусства Государственного Эрмитажа: Сначала были сделаны подготовительные рисунки, с которых впоследствии выполнялись гравюры. Что позволило закончить издание уже даже после того, как картины покинули пределы Великобритании.
Гравюры на выставке подобраны таким образом, чтобы не только напомнить о главных шедеврах собрания английского премьер-министра, таких как «Жертвоприношение Авраама» Рембрандта, но и дать представление о коллекции целиком, показать сколь она была разнообразна.
Сергей Орехов,научный сотрудник Отдела западноевропейского искусства Государственного Эрмитажа: Он был довольно типичным коллекционером своего времени. Он предпочитал различные произведения итальянской школы XVII века, то есть буквально недавно ушедшей эпохи для его времени. Но также в его собрании было и много других различных школ представлено: и фламандская, и испанская, и французская школа.
В отличие от большинства своих современников, собиравших в основном портреты, Роберт Уолпол любил самые разные жанры. Покупал, и натюрморты, и пейзажи, и аллегории, и мифологические сцены, и библейские. Именно из его собрания происходят, к примеру, «Отдых на пути в Египет» Антониса Ван Дейка, «Цветы» Яна ван Хёйсума, «Блудный сын» Сальватора Розы. Последнее произведение коллекционер особенно ценил.
Сергей Орехов,научный сотрудник Отдела западноевропейского искусства Государственного Эрмитажа: Гравюра эта интересна тем, что она выполнена с картины, местонахождение которой сейчас неизвестно. Она исчезла из Гатчины в 1941 году во время Великой Отечественной войны. И практически это одно из редких воспроизведений этой картины. На ней представлена сцена охоты. И среди трёх джентльменов в центре на белом коне мы видим самого Роберта Уолпола, который был заказчиком этой картины.
Парадный же портрет собирателя, по сей день находящийся в собрании Эрмитажа, является отдельной интересной темой. Как он оказался в России до конца не понятно. Ведь все другие фамильные портреты не вошли в число проданных произведений и так и остались в Англии. Но, как бы то ни было, нам повезло, и придя в Меншиковский дворец мы имеем возможность посмотреть в глаза выдающемуся коллекционеру и политику. Бывшему, кстати, современником и ровесником хозяина дворца, светлейшего князя Александра Даниловича.